Хариты (др.-греч. «изящество, прелесть») — три богини веселья и радости жизни в древнегреческой мифологии, олицетворение изящества и привлекательности. Дочери Зевса и океаниды Эвриномы, они воплощали доброе, радостное и вечно молодое начало.
Звали этих прекрасных богинь по наиболее распространенной версии Гесиода – Евфросина («благомыслящая»), Аглая («сияющая») и Талия («цветущая»).
В различных мифах упоминаются всевозможные варианты как числа харит, так и их имен. Харит могло быть две, иногда четыре.
Иногда харит совмещают с Орами, с которыми они близки по облику и предназначению, тогда их насчитывают четыре и именуют Ауксо («приумножающая»), Карпо («плодоносящая»), Талло («цветение») и Гегемона («руководительница»).
Среди вариантов имен харит известны: Фаенна («сияющая»), Пейто («убеждение»), Клета («желанная»).
Известную гетеру Таис Афинскую современники называли четвёртой харитой.
Xариты близки Аполлону. Их изображение было в пифийском храме Аполлона (Пергам). В Делосском храме он держит трёх харит на ладони.
Согласно Гомеру, хариты были «прислужницами Афродиты ».
Вместе с Орами и Музами были они поселены на Олимпе. Войдя в окружение Зевса, Геры, Аполлона, Афины, Афродиты и Диониса, эти прекрасные юные девушки чаще всего тешили богов и смертных плясками, но могли и участвовать в женских работах, например, ткали свадебное платье Гармонии.
В мифах о харитах видна их связь с вегетативными силами природы, они стали ее божествами, – но не порядка в ней, а радости, которую природа приносит всему живому своей цветущей красотой.
Хариты были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству.
Боги и люди любили харит, они были ласковыми и милыми, пробуждали во всех сердцах веселье, радость и общительность. Хариты оказывали людям всевозможные благодеяния, старались украсить их жизнь, сделать её более приятной. Греки и римляне сооружали Xаритам храмы и алтари, как и другим богиням.
В быту харит и граций призывали на уроках философии и в возлияниях на пиру, прося придать тихое веселье и гармонию этим событиям. А также при рождении и воспитании детей и в особенности девочек, что известно из эллинистических романов III — II вв. до н.э.
Их культ был распространен в Орхомене. Здесь находилось одно из старейших святилищ Xарит. Соответствуют римским грациям.
Хариты наделялись разным аллегорическим смыслом в разные времена.
Есть такая интерпретация: целомудрие, любовь и красота.
Сенека описывает их как лучезарных девушек, одетых в свободные одежды или обнажённых, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: получение благодеяния, оказание благодеяния и оплату благодеяния.
Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению.
У А. С. Пушкина в стихотворении «Ответ» (1830):
«Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит».
Обычно они изображаются в искусстве сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Эта их античная поза копировалась в эпоху Ренессанса.
Картины и статуи Xарит в исполнении европейских мастеров всякий раз дают представление об идеалах женской красоты того или иного времени.