Главная Египтяне - великие строители пирамид ЕГИПТЯНЕ. ВЕЛИКИЕ СТРОИТЕЛИ ПИРАМИД
ЕГИПТЯНЕ. ВЕЛИКИЕ СТРОИТЕЛИ ПИРАМИД

Остров Сите в Париже Тюильри Триумфальная арка в Париже

ЕГИПТЯНЕ. ВЕЛИКИЕ СТРОИТЕЛИ ПИРАМИД

Сирил АЛЬДРЕД

Если уж серьёзно подходить к изучению истории, что я и собираюсь сделать, то начинать нужно с древнейших времен. Интересно разобраться с историей древних цивилизаций, а уж потом переходить к более поздним временам. И решила я начать, кроме сухой истории с чтения научно-популярных книг. И начать стоит с истории Древнего Египта. Так появилась в моей жизни эта книга.

Глава1. ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Нет ничего удивительного в том, что первыми египтологами стали сами древние египтяне. Уважение к прошлому почти всегда проявлялось в течение долгой истории этого народа. Поэтому можно было ожидать, что египтяне с их глубоким уважением к святости прецедента положат начало этой науке. К примеру, когда фараон Неферхотеп (приблизительно 1750 год до н. э.) решил заказать новую статую Осириса, царя мертвых, то велел отыскать в архивах библиотеки Гелиополя древнее изображение бога, для того чтобы сделали его точную копию. Шестью столетиями позднее Рамсес IV продемонстрировал сходные знания в области антиквариата; есть много других примеров того, как творения известного правителя в точности копировали его последователи.

Сразу пытаюсь определиться с датами. 1750 год до н. э. - это Среднее царство (21-18 вв. до г. э.), через шесть столетий была эпоха Нового царства (16–11 вв. до н.э.), а заодно избавиться от плебейской мыслишки, что вот египтяне какие молодцы, тысячелетия назад уже с уважением относились к своей истории, подчеркивали, что они наследники предшествующих поколений. Не то, что мы, русские. Эта мыслишка из категории: «Мы русские сиволапые, а страна наша – Рашка».

Вспоминаю Софийские соборы в Киеве, Великом Новгороде и Полоцке, построенные по образцу Софийского собора в Константинополе, что подчеркивало духовную преемственность, ведь христианство на Русь пришло из Византии.

Или строительство Успенского собора в Москве, который был возведен по подобию Успенского собора во Владимире, что подчеркивало преемственность власти Московской Руси от Руси Владимирской.

И у нас умели уважать историю. И у нас при всех крупных городах – центрах княжества – существовали летописцы, и многие из этих летописей дошли до наших дней.

И пусть эти события отстоят по времени на века от описываемых в книге, это не меняет сути дела.

Однако не только фараоны стремились показать себя наследниками предшествующих поколений и проявляли искренний интерес к прошлому. Во времена Нового царства было ясно, что множество древних зданий стали фактически национальными памятниками, и к ним регулярно прибывали посетители. Когда царица Хатшепсут (приблизительно 1480 год до н. э.) выстроила свой громадный погребальный храм в Дейр-эль-Бахри, посягнув при этом на окраины гораздо более древней гробницы царицы Неферу, она позаботилась при строительстве оставить узкий проход, по которому посетители могли добраться до знаменитой усыпальницы Неферу. Надписи, которые эти люди оставили на стенах, дают возможность определить, что они мало отличались от нынешних «коллег».

Такие граффити находят и на других монументах. К примеру, на одном из нескольких зданий, окружающих Ступенчатую пирамиду, есть составленная из стереотипных фраз надпись, рассказывающая о том, что писец Яхмос пришел посмотреть на храм фараона Джосера и нашел, что «внутри как будто солнце встает на небе». Это говорит о том, что монумент был открыт для посетителей приблизительно через тысячу лет после своего создания. Предметом такого интереса к древности были не только впечатляющие гробницы сильных мира сего. Скромные усыпальницы частных лиц в Фивах через девять столетий после смерти их обладателей были доступны для любопытных, а в саисские времена произошло возрождение гордости достижениями прошлого: отдельные рельефы и рисунки тщательно очистили и аккуратно скопировали. Благодаря редкостной игре случая саисская копия и оригинал (оба на барельефе) уцелели; в наше время они точно так же заслуживают восхищения.

 

Вот это уже интересный факт! Оказывается, у людей тех далеких времен был уже такой уровень культуры, что они понимали важность сохранения памятников прошлого для обозрения и изучения, и существовали люди (не важно, к какому сословию они относились), которые находили время и возможность для осмотра этих памятников. Я бы их назвала «древнеегипетские туристы». К ним относится и упомянутый выше писец Яхмос.

Бывало, что древние египтяне небрежно относились к изучению прошлого, но некий Иби, построивший себе гробницу поблизости от Фив во времена правления фараона Псамметиха I (приблизительно 600 год до н. э.) с удивительной педантичностью скопировал на ней сцены с гробницы времен Шестой династии (она находится в Дейр-эль-Гебрави, на две сотни миль дальше к северу). Возможно, это было связано с тем, что ее хозяин носил то же имя и похожий титул.