Главная Города Древнего Египта

Столицы стран мира

Лондон

Париж

Мадрид

Города в Древнем Египте

Как появилась наша вселенная Кто такие русские

Города в Древнем Египте располагались обычно на берегу реки или рядом с ней. Все жилые дома в древнеегипетском городе строились из необожженного кирпича. Такой кирпич очень быстро разрушается от воздействия воды, поэтому города Древнего Египта располагались на естественных или созданных человеком холмах, чтобы предохранить постройки от затопления водой во время разливов Нила.

Страбон, писал о природе Дельты, что во время разлива Нила все окружающие земли покрывает вода, и Дельта превращается в море, а города и деревни стоят посреди этого моря как острова.

Естественно, на этих холмах пригодной для строительства земли было очень мало, поэтому все постройки в городах Древнего Египта были довольно плотными с очень узкими улочками.  Дома строились близко друг другу, практически окна одного дома смотрели в окна другого, а дети, играя на плоских крышах, спокойно перепрыгивали  на крышу противоположного дома. Дома в древнеегипетском городе в высоту достигали 4-5 этажей. В те времена канализации не существовало, заботиться об этом было делом хозяйки. Помои нередко выливали прямо на улицу. Египтяне  предпочитали находиться не дома, где очень душно, а восседали на крышах, где свежий воздух и по вечерам дует прохладный ветерок, да и запахи, заполняющие египетские улицы не доходят туда. Иногда они спали на крыше.

Как правило, новые здания в Египте возводились на месте старых, таким образом, холм, на котором стояло здание, становился все выше и выше.

Большинство городов заселялись стихийно, для них характерны беспорядочно расположенные узкие улочки.

Но известны и города, которые были спланированы и построены по единому плану. Для таких городов характерны прямые, параллельные друг другу улицы. Часть поселений окружала городская стена. Специальных защитных сооружений в большинстве случаев не возводили.

В настоящее время мы пользуемся для обозначения и названия древних египетских городов и поселений греческими наименованиями (Гелиополь, Мемфис, Фивы и др.). Об их существовании мы узнали только благодаря трудам греческих ученых-путешественников. Однако часть современных названий произошла от древних египетских, среди них Абусир, Асуан и др.

Список городов Древнего Египта

Нехен
Нехеб
Мемфис
Фивы
Ахетатон

Иераконполь

История ЕгиптаНехен – древнейшая столица Верхнего Египта. Он расположен у селения Ком-эль-Ахмар на западном берегу Нила севернее Эдфу. Греки назвали этот город Иераконполем.  Город Нехен  существовал еще до объединения Египта в единое государство. Он был окружен крепостной стеной и являлся культовым и политическим центром Верхнего Египта конца додинастической эпохи и времени первых династий. Здесь находилась главная святыня страны — храм бога Гора.

Своего расцвета Иераконполь достиг, предположительно, в 3400 году до н.э. В тот период в городе жили от пяти до десяти тысяч человек.

В 1798 году началось исследование территории, где находился данный город. Его проводила  экспедиция Наполеона Бонапарта. Английские археологи Д.Э. Квибелл и Ф.У. Грин в конце девятнадцатого века провели здесь первые раскопки. В ходе этих и дальнейших раскопок  в погребении середины 4-го тысячелетия до н. э. была обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей, изображающая лодки, сцены войны и охоты.

В Нехене был открыт храм I египетской династии (конец 4-го тыс. до н. э.), в котором хранились замечательные памятники древнеегипетского искусства – навершие булавы царя Скорпиона с изображением прокладки канала и знаменитая церемониальная палетка Нармера . На ней изображено объединение Нармером Южного и Северного Египта и помещены древнейшие образцы пиктографического древнеегипетского письма.

Навершие булавы царя Скорпиона фрагмент

 

Палетка фараона Нармера

 

 

Вероятно, во времена Древнего царства город утратил свое политическое значение. В последующее время Нехен являлся административным центром одного из номов. Но уже во время Первого переходного периода резиденция правителя нома располагалась Хефате.

Нехеб

Тайны египетских пирамидНехеб (Эль-Каб) расположен на правом берегу Нила напротив Нехена. Здесь находился храм богини Нехбет, богини с телом грифа, защитницы и покровительницы Египта.

Нехеб был окружен стеной. Раскопки показали, что первоначально город имел округлый план диаметром около 400 м с построенными из кирпича-сырца крепостными стенами. В дальнейшем в зоне затопления оказалась часть городской территории, и город переместился к северо-востоку от нильского берега. После этого у Нехеба были уже квадратные в плане укрепления. Археологи обнаружили также крепостные каменные ворота.

Нехеб

Расцвет города пришелся на эпоху Нового царства. С этого времени и до ХХХ династии здесь велось активное строительство, следы которого сохранились до наших дней.

В эллинистический период Нехеб переименован в Илитиополь в честь богини Илитии, дочери Зевса и Геры, покровительницы родов и рожениц.

Вплоть до арабского вторжения в VIII веке нашей эры город оставался важным населённым пунктом. При арабах он был почти полностью разрушен.

Сегодня здесь можно увидеть руины города (в основном это остатки стен фараона Нектанеба I), гробницы, храмы и граффити различных эпох.

Храмы в Эль-Кабе На переднем плане  святилище Тота построенное Сетау XIX династия на заднем плане  скальный храм птолемеевского времени

Нехеб

 

Нехеб

Нехен и Нехеб процветали в течении тысячелетий.

Мемфис

Мемфис

Как появилась наша вселеннаяМемфис был столицей Древнего Египта в эпоху Древнего царства. Он находится в 19 км к югу от современного Каира.

В отличие от двух древнейших городов Египта – Нехена и Нехеба –  дата основания которых теряется во тьме веков, время рождения столицы Древнего Египта  нам хорошо известно. Известна хорошо и его история. Город строился сразу как столица государства. Фараон Мени (Менес), объединивший под своей властью всю страну, построил этот город на границе Верхнего и Нижнего Египта.

Со слов египетских жрецов Геродот писал, что первый египетский царь Мин (Мени, Менес) возвел защитную плотину у Мемфиса. До этого река протекала у песчаных гор на Ливийской стороне. Мени приказал приблизительно в ста стадиях выше Мемфиса засыпать нильскую излучину. Реку он направил в середину между горами, а старое русло осушил. На этой осушенной земле Менес и основал город, называемый Мемфисом. В городе царь возвел большое и весьма достопримечательное святилище. Если река прорвет эту плотину, говорили жрецы Геродоту, город окажется под угрозой наводнения.

Древний город первоначально назывался Инбу-хедж – «Белые стены».

Город был известен также под названием Мехат-та-уи – «Объединяющий две земли» и Анх-Тауи – «Жизнь двух земель», что подчёркивало его стратегическое положение на границе между Нижним и Верхним Египтом.

Предполагают, что древнегреческое слово «Айгюптос» – Египет, образовано от ещё одного из названий Мемфиса –  Хут-ка-Птах, которое означало «Храм ка Птаха», и по-гречески произносилось как Aί γυ πτoς (Айгюптос). У древних египтян название храма бога-творца Птаха Хут-ка-Птах сначала перешло на имя города, а со временем стало именем окружающей области (септа).  Древние греки позднее распространили свой вариант названия на весь Древний Египет – «Айгюптос» .

Мемфис – это название городу дали тоже греки. Это древнегреческое название возможно является грецизированной формой от имени Меннефер. Так называлась пирамиды фараона Пепи I (VI династия) –  Меннефер – «крепкая прекрасная». Название Меннефер впервые у древних египтян встречается в надписи, сделанной в период правления фараона Яхмоса I (XVIII династия), но, по всей вероятности, оно употреблялось и гораздо ранее.

В греческой мифологии, Мемфис был назван в честь царицы Мемфис, жены Эпафоса (сына Зевса и Ио), якобы основавшего город.

Затем греческое наименование города переняли римляне, на латинском языке он назывался также — Мемфис (Memphis).

И сейчас для удобства названия города во все эпохи его существования одним именем используется его наименование Мемфис.

В течение нескольких тысячелетий Мемфис был административным,  культурным, и торговым центром. Он также был первым городом Древнего Египта, который имел характер большого космополитического центра, где проживало множество чужеземцев: финикийцев, сирийцев, греков и евреев.

Благодаря своему исключительному географическому положению, Мемфис являлся важным опорным пунктом различных фараонов.

Он всегда оставался и одним из центров религиозной жизни страны. Здесь находился Серапеум – некрополь священных быков, Аписов, считавшихся земным воплощением Пта. Присутствие на Земле бога Пта было своего рода гарантией благополучного существования человечества.

В период Нового царства столица Древнего Египта была перенесена в Фивы, но Мемфис оставался своего рода «северной столицей», и здесь имели свои резиденции фараоны той эпохи. Одной из достопримечательностей Мемфиса сейчас является великолепный храм Пта, который был возведён одним из величайших фараонов Нового царства – Рамзесом Вторым.

Упадок Мемфиса начался с постройкой новой египетской столицы – Александрии. Птолемеи, присвоившие себе титул фараонов, возвышали Александрию и старались подавить все прочие города Древнего Египта.

Но Мемфис пережил и Птолемеев, и арабское завоевание, и держался вплоть до прихода к власти мамлюков. Вот тогда начали откровенно растаскивать на камень для сооружения мечетей его древние постройки. Были разобраны плотины, сдерживавшие разливы Нила, население разбежалось.  Каждый год руины города покрывала вода, на них осаждался нильский ил – до тех пор, пока полностью не покрыл город. Мемфис практически исчез с лица земли.

Сейчас Мемфис — это музей под открытым небом.

Мемфис

С помощью данных, полученных в ходе раскопок, имеющихся письменных документов и комплекса пирамиды фараона Джосера, который, как предполагают ученые,  был построен как модель Мемфиса, мы можем получить некоторое представление о том, как выглядел город.

Мемфис был расположен параллельно течению и руслу Нила и имел форму прямоугольника (со сторонами 6,5х13 км). Город был окружен белой кирпичной стеной, усиленной сторожевыми башнями. В северной части Мемфиса стояли царский дворец, храмы и святилища, в центре находились искусственные водоемы и озера. Административные здания возвышались по обе стороны от искусственных озер, за ними начинались жилые кварталы.

Во время начатых в XIX веке раскопок были обнаружены остатки Серапеума и храма бога Птаха (3 тысячелетие до н. э.), где короновались фараоны. Колоссальные (13 м в высоту) статуи Рамсеса II возвышались перед храмом бога Птаха (конец XIV-середина XIII вв. до н. э.). Из этих статуй сохранились только две. Одна статуя из розового гранита установлена  в Каире на площади перед вокзалом «Рамсес». Вторая лежит лежит в специальном павильоне в музее Мемфиса.

Статуя Рамсеса II

В нескольких десятках метров от колосса высеченный из алебастрового монолита сфинкс фараона Аменхотепа II времени Нового царства.

Сфинкс фараона Аменхотепа II

Он имеет 8 м в длину, 4 м в высоту и весом не менее 80 т. Когда-то вместе с другими сфинксами он окаймлял аллею, ведущую в храм Птаха.

Близ современных Газы, Саккары , Абусира, Дашура находятся некрополи Мемфиса с пирамидами и гробницами царей и знати. В 1979 году они были включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Раскопки продолжаются до сих пор, однако они осложнены высоким уровнем подземных вод и тем, что руины бывшей столицы лежат под засаженными пальмовыми рощами частными владениями.

Интересно описание Вот как описывает Фивы Сирил Альдред в своей книге «Египтяне. Великие строители пирамид»емфиса в книге  Сирил Альдред «Египтяне. Великие строители пирамид»:

Некогда это был главный город Египта, огромная метрополия, чьи «Белые Стены», по преданию, воздвиг первый фараон Мина на орошаемых землях, где граничат Верхний и Нижний Египет. В течение всей его истории это был великий религиозный и административный центр. Здесь же концентрировалась торговля, благодаря чему в Мемфисе процветали все виды ремесел от кораблестроения до кузнечного дела; им покровительствовал бог города мастер Птах, чей верховный жрец гордо нес титул «величайшего из ремесленников».

Даже во времена римлян Мемфис процветал по-прежнему; его упадок и разрушение начались с приходом завоевателей-арабов, которые разбирали его каменные здания для того, чтобы в десяти милях к северу на противоположном берегу Нила выстроить свою столицу Каир. Современная деревня Мит-Рахина стоит на том месте, где располагался храм Птаха. Рядом с ее пальмовыми рощами столетиями покоятся, олицетворяя павшее величие, колоссальные статуи, которые воздвиг Рамсес II. Впрочем, недавно за железнодорожной станцией в Каире (памятником нового времени) нашли более мелкие образцы из красного гранита: исполненные по обету статуи и другие монументы из храма недавно увидели свет в результате эпизодических раскопок. Но большая часть Мемфиса лежит под слоем принесенного рекой ила и никогда систематически не исследовалась. Наши знания о Древнем Египте не будут полными до того момента, когда древнюю столицу откроют полностью.

Фивы

Фивы Египет

Интересные факты о странахФивы – древний город в Верхнем Египте, расположенный вблизи современного города Луксор. Фивы – это греческое название города. Город располагался на восточном берегу Нила в 700 км к югу от Средиземного моря. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но. Древнеегипетское название – Уаст – «Властвующий (город)», или Ниут — «город».

Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита.

Сам город Фивы впервые упоминается в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э., написанных при фараоне Микерине (IV династия; около 26 века до н. э.).

В 21 веке до н. э. при фараонах XI династии Среднего царства Фивы становятся столицей Древнего Египта.

В городе в эту эпоху местный бог Амон приобрел статус «государственного» бога, началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям.

Период наивысшего расцвета города начался с началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.). Фивы становятся религиозным и политическим центром великой и могущественной египетской державы. Здесь сооружались крупнейшие храмы в честь бога Амона. Сюда большинство фараонов направляло на строительство значительную часть ресурсов как Египта, так и его огромных внешних владений.

В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном берегу канал делил город на две части: впоследствии на юге родился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Именно здесь, на восточном берегу Нила, возвышались два грандиозных храма, соединенные аллеями сфинксов, – Карнакский и Луксорский.  А рядом с этими величественными храмовыми комплексами располагались дворцы, дома знати, сады редкостных деревьев с искусственными озерами, обелисками и колоссальными статуями фараонов.

Фивы были окружены длинной стеной. Если верить Гомеру, то город имел сто ворот.

После распада Нового царства в начале 1 тыс. до н. э. Фивы – центр теократического государства, созданного на юге Египта жрецами Амона. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением христианства в первые века н. э. окрестности Фив становятся одним из первых зарождающихся центров монашеского движения.  Позднее римляне разграбили и разрушили многие постройки Фив. Город пришел в полное запустение.

Вновь пробудить Фивы ото сна удалось лишь археологам и ученым из свиты Наполеона. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в Египет.

До наших дней от Фив сохранились только развалины храмов и построек культового назначения. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых». Фотографии Фив отчасти передают очарование древнего города.

Фивы Египет

 

Фивы Египет

 

Фивы Египет

Вот как описывает Фивы Сирил Альдред в своей книге «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный город Луксор, который вместе с примыкающей к нему деревушкой Карнак и другими местечками занимает место, на котором некогда стояли Фивы, южная столица периода высочайшего расцвета Египта во времена Нового царства. Из здешних гробниц и храмов появились многочисленные древности, украшающие коллекции Европы и Америки, а также большое количество документов о прошлом Египта. Теперь возникает опасность, что мы будем воспринимать его историю пристрастно, с точки зрения жителей Фив.

Возле города окаймляющие русло реки холмы уступают место широкой полосе возделанных земель, которые даже сухой справочник Бедекера заставляют выразить своеобразное лирическое одобрение: «Зеленеющие повсюду всходы и пальмы заставляют путешественника, только что покинувшего пустыню, развеселиться; яркие краски придают долине Нила каждое утро и каждый вечер неотразимую прелесть; чистый, не затененный облаками свет солнца омывает каждый предмет даже зимой и делает древние Фивы похожими на волшебную страну, щедро осыпанную дарами вечного процветания». Возможно, то же чувство во времена правления Рамсеса II заставило неизвестного поэта написать серию произведений в честь города и его бога Амона, хотя он чересчур увлекся выбранной темой и высказал не подтвержденные претензии на то, чтобы считать Фивы древнейшим городом мира. Город приобрел свою славу в период Среднего царства, когда местные властители проложили себе дорогу к верховной власти и сделались фараонами, правящими вновь объединенным Египтом. В течение всей истории своего существования Фивы оставались центром сопротивления чуждому правлению с севера. После того как их властители изгнали гиксосов, город приобрел высокий престиж и богатство как основная резиденция правительства. Там фараонам высекали гробницу в скале на западном берегу, а его храм строили поодаль на равнине. Там была найдена в полной неприкосновенности только одна усыпальница, принадлежавшая Тутанхамону; остальные несколько раз подверглись разграблению в древние времена. Их сиятельных обитателей несколько раз поспешно переносили из одного укрытия в другое, пока большинство не нашло более долговечное, хотя и недостойное прибежище в двух массовых захоронениях. Их придворные, заполонившие своими гробницами близлежащие холмы, испытали не лучшую судьбу, но расписанные стены их усыпальниц сохранили для нас имена и много живописных сцен из жизни того времени.

Разумеется, возвышение Фив усилило влияние и богатство бога Амона, чей храм в Карнаке стал подобием национальной святыни, к которой фараоны последующих времен добавляли пристройки и для процветания которой не скупились на пожертвования. Короткое, но запомнившееся правление так называемого фараона-еретика Эхнатона в конце Восемнадцатой династии, переместившего столицу Египта в Амарну, нанесло жестокий удар по могуществу Фив и их бога-покровителя, от которого они со временем оправились, но так и не вернули себе целиком ушедшее величие. После этого город перестал быть резиденцией фараонов, хотя до окончания Нового царства традиция хоронить их в этих местах ревностно соблюдалась. Постепенно Фивы стали священным городом Амона, который сперва правил окрестностями через своего верховного жреца, а позднее через дочь фараона и ее управителя. Закат города был долгим и кровавым. В VII веке до н. э. его разграбили ассирийцы. Через полтора столетия на Фивы напали персы во главе с Камбисом. При Птолемеях его влияние почти исчезло, а затем частично было возвращено после восстания против Птолемея V. При Птолемее X город опять восстал и был захвачен после длительной осады, нанесшей ему огромный ущерб. Невзирая на свою несчастную судьбу, Фивы противостояли жестокому правлению римлян в 30 году до н. э. и за это были почти опустошены. Теперь от «стовратных Фив», описанных Гомером, осталась только дюжина сильно поврежденных пилонов среди развалин храма.

 

Ахетатон

Ахетатон

Интересные факты из историиАхетатон (современный Телль-эль-Амарна) – наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город.  Город расположен на восточном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Это столица фараона Эхнатона.  Такое имя принял фараон XVIII династии Аменхотеп.

На египетский престол Аменхотеп IV вступил в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с прежней официальной религией и фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Аменхотеп IV ввёл вместо старых верований культ бога Атона — «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а себя объявил верховным жрецом нового бога. Фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»).

Владения жрецов были конфискованы, фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, имена богов соскабливались со стен общественных зданий, храмы закрыты по всей стране. Сам фараон вместе с семьёй, новыми жрецами, воинами, художниками, скульпторами, ремесленниками и слугами покинул Фивы — государственную столицу и центр культа бога Амона.

Возведённый город с дворцами, храмами, богатыми кварталами вельмож, садами, парками и прудами был объявлен «землёй бога Атона». Даже тип древнеегипетского храма в этом городе стал совершенно другим.

Однако, Эхнатон в 1336 году до н. э. умер. После его смерти столица возвращена была в Фивы, культ Атона разрушен, и город Ахетатон был покинут и забыт.

Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. Город просуществовал в общей сложности около 17 лет.

На месте Ахетатона новых поселений построено не было, и поэтому, когда археологи раскопали его руины, древний город в почти нетронутом виде предстал перед их изумленными взглядами.

Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Через все части и районы столицы проходила главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога.  В центре рядом с храмом Атона, под прямым углом к нему, располагался главный дворец.  Его площадь составляла 700x300 метров. В центральном же квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички — Тель-эль-Амарнский архив. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. В западной части города находились  полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов.  Он   назывался Серебряным дворцом. На севере Ахетатона находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь.

И опять цитата из книги Сирил Альдред  «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный Тель-эль-Амарна, древняя столица ереси. В этом месте окружающие берег утесы отходят назад, создавая большой амфитеатр восемь миль длиной. Здесь разыгралась одна из самых впечатляющих драм Древнего мира, когда юный фараон Эхнатон по вдохновению избрал это место для своего «горизонта Атона» — столицы, посвященной новому единому богу. Четырнадцать огромных, высеченных в скалах стел до сих пор отмечают его границы, а наполовину завершенные гробницы на восточных утесах и пустая гробница фараона в долине рядом все еще позволяют увидеть отблеск угасшего света. Благодаря этим рельефам и надписям сформировались многие из наших представлений о событиях тех далеких времен кризиса и нововведений, о семейной жизни фараона, публичных церемониях вступления в должность, приеме иностранных послов, щедрых жертвах Атону, гимнах и литургиях новой веры. Погребенные под землей свидетельства говорят не менее громко. Амарна — рай для археолога, где на девственной почве была построена, населена и покинута огромная столица, — все это произошло в течение двух десятилетий. Прошлое в Амарне сохранилось до такой степени, что мы и сейчас можем на поверхности песка в вечерних отсветах разглядеть дорожку, которую протоптал во время ежедневного перехода между домом и храмом Пенхази верховный жрец Атона. В процессе раскопок ученые много узнали о планировке города и архитектуре домов Древнего Египта. В Амарне были сделаны два наиболее эффектных открытия на земле, которая и без того богата сенсационными находками. Одно из них произошло при работе немецкой экспедиции в 1911 — 1912 годах: археологи обнаружили развалины студии скульптора с множеством статуй, гипсовых слепков, портретных головок, включая знаменитый бюст супруги фараона, давший нам новый взгляд на египетское искусство и технику изготовления произведений. Более раннее открытие было сделано в 1888 году, когда пожилая женщина неожиданно извлекла на свет из земли забытые архивы аналога министерства иностранных дел в виде трех сотен глиняных табличек, по большей части заполненных аккадской клинописью — международным языком дипломатов тех времен. Эти таблички, заметно пострадавшие за время, когда переходили от одного перекупщика к другому, оказались копиями переписки между египетским двором и правящими домами Ассирии, Вавилонии, Анатолии и Кипра. Однако основная часть этих записей касается взаимоотношений между фараоном и его вассальными городами-государствами Палестины и Сирии. При исследовании этих, к сожалению, поврежденных кусков засохшей глины глазам археологов открылась невероятно живая и неожиданная картина. Мы видим мир образованных людей 2-го тысячелетия до н. э.: привилегированных чиновников, дипломатических курьеров, послов и чрезвычайных послов, путешествовавших от одного дворца к другому с документами, согласно которым заключались брачные союзы, велась торговля, поступали запросы о выдаче преступников, обсуждались дипломатические альянсы, выражались протесты, высказывались требования, предупреждения и просьбы о помощи. Здесь была вся сложная система международных взаимоотношений со своим протоколом, который мало чем отличается от дипломатических протоколов современной Европы. Чувствуется, что и за ней стоят долгие века постепенного развития.