Главная Интересные факты из истории Германии Народы рождаются из языков, а не языки из народов
Народы рождаются из языков, а не языки из народов

Интересные факты из истории Германии. «Народы рождаются из языков, а не языки из народов», – так утверждал в своей «Этимологии» знаменитый энциклопедист Исидор Севильский. Этот принцип был использован при реконструкции происхождения древних германцев.

В 1820 году немецкому ученому Я. Гримму в результате использования сравнительно-исторического метода в индоевропейской лингвистике удалось сформулировать закон смещения согласных, и на этой основе впервые в индоевропейской общности языков выделить «германское».

Согласно школе Гримма, около 500 г. до н. э.  у группы племен, обитавших на североморском и балтийском побережьях (от Вислы до нижнего течения Везера) в Ютландии, Шлезвиге, на юге Скандинавии произошло «первое смещение согласных», отделившее их в языковом отношении от «вендов» (славяне, балты) и от «велшей» (римляне, кельты).

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что только к середине I тысячелетия до н. э. окончательно завершилось выделение прагерманцев из индоевропейского субстрата. При этом еще достаточно долго продолжался процесс «огерманивания», вплоть до позднего Средневековья (Восточная Европа).  Пропагандируемое в 20—40-е гг. XX века нацистами «арийское», т. е. индо-иранское происхождение немцев не более чем научный миф.

Что означает слово “Germanus”, от которого произошло название древних германцев? Его значение пытались вывести из древнееврейского, кельтского, Лигурийского, латинского, германского, литовского, древнегреческого, венетского, иллирийского языков. Версия Страбона давно отметена как ошибочная. Предложенные трактовки, такие как «подлинные мужи», «горцы», «соседи», «содружники», «восточные люди», «люди из местности теплых источников», «свирепые», «вызывающие на бой», очевидно гипотетичны.

Одним из наиболее сложных аспектов изучения происхождения германцев является проблема их этнического самосознания, а также происхождение племенных названий. Неизвестно, сами ли германские племена избрали себе то или иное имя, либо так их назвали соседи. Цезарь и Тацит застали уже определенные, сложившиеся названия. Лингвистика показывает, что ряд названий явно негерманские.

Германские этнонимы отражают самые разные аспекты:

  • родственные отношения (эвдусии — «потомки»; амброны — «дети»; свевы — «наш род, мы сами»; семноны — «вместе»),
  • особенности ландшафта (англы — «угол»; маркоманны — «люди пограничья»),
  • какие-то персональные отличительные черты (батавы — «сильные»; скиры — «чистые, правдивые»; гепиды — «ленивые»; квады — «злые»; хатты — «бойцы»),
  • тотемы (херуски — «люди оленя»).

А что говорит археология о появлении древних германцев?