Монмартр

Монмартр

Монмартр – холм, высотой 130 метров, возвышающийся над Парижем. Холм Монмартр — высочайшая точка французской столицы. Его вершину увенчивает базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей Парижа.

В эпоху неолита на этом холме появились первые поселения. Долина Сены в каменном веке достигала пяти с лишним километров в ширину. Монмартрский холм сложен из осадочных пород, а точнее, почти из чистого гипсового камня. Из такого камня можно делать такой незаменимый строительный материал, как гипс.

Период римского владычества

В период римского владычества в истории Франции здесь шла широкая добыча гипсового камня. Римляне основательно изрыли холм. «Частица Монмартра есть в любой точке Парижа…», – писал А. Додэ.

В тот период на холме возвышались два храма в честь богов Марс и Меркурий, а также множество вилл. Благодаря месторождению гипса Монмартр стал одним из самых богатых районов в округе. Позже каменоломни, где добывали гипсовый камень, послужили убежищем для первых христиан.

Существуют две гипотезы о происхождении слова «Монмартр». Согласно первой гипотезе название происходит от имени римского бога Марс (Mons Martis, Mарсов холм). По другой версии, Монмартр был так назван в честь священномученика Дионисия Парижского (Mons Martyrium, холм святого мученика). Эта версия наиболее распространена.

В середине III века Папа Римский Клемент I (третий Папа Римский) для христианизации Галлии послал монахов-миссионеров Дениса, Элефтера и Рустика. В южной части Лютеции монахи построили две церкви. Позднее были арестованы по приказу императора Домициана за слишком активное миссионерство.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как погибли эти мученики. Есть разные варианты этой легенды. Вот один из них.

После того как святого Денисия, Элевфтерия и Рустика пытали на острове Сите, их приговорили к смерти. Монахов должны были казнить на вершине Монмартрского холма, где стояло святилище Меркурия. Конвоиры повели миссионеров на холм, где им поручено привести приговор в исполнение. Потом палачи решили сократить утомительный путь, и срубили арестованным головы в гипсовом карьере, который встретился на пути.

И тут свершилось чудо. Святой Денисий поднял свою отрубленную голову, омыл ее в ручье, и продолжал свой путь, неся перед собой на вытянутых руках отсеченную голову, пока не упал замертво. Спустя время на месте его смерти святая Женевьева соорудила молельню. Позднее здесь была возведена прославленная базилика Сен-Дени – усыпальница французских королей династии Капетингов. Денисий был канонизирован 11 августа 1297 года.

Средние века. Бенедиктинский монастырь. Церковь Святого Петра

В Средние века холм облюбовали монахи и паломники. В 1133 году король Людовик VI Толстый с королевой Аделаидой Савойской купили находившееся на вершине Монмартра поместье, чтобы основать здесь монастырь бенедиктинского ордена. Есть информация, что ещё раньше на этом месте была деревня, имевшая дурную славу, – здесь собирались люди с сомнительной репутацией и темным прошлым. На выкупленной земле Орденом св. Бенедикта был сооружён монастырь. До наших дней сохранилась только монастырская церковь Сен-Пьер-де-Монмартр.

Сейчас это — одна из старейших церквей Парижа (некоторые даже называют ее самой старой, хотя обычно это звание присваивают всё-таки церкви Сен-Жермен-де-Пре). Построенная по приказу Людовика VI на месте бывшего храма Марса V века, церковь Святого Петра на Монмартре была освящена в пасхальную неделю 1147 года. Самая старая из церквей Парижа дощла до нас без значительных перестроек.

На территории монастыря к моменту его основания уже находилась часовня Св. Мучеников, которую король велел отремонтировать и вырыть под ней крипт, в который вели 60 ступенек. Тут же (а не в базилике Сен-Дени, как все короли и королевы династии Капетингов) была похоронена королева Аделаида по её завещанию, поскольку она стала первой аббатисой созданного ею монастыря и провела здесь последние годы.

15 августа 1534 года, вернувшись из паломничества в Иерусалим, испанский дворянин Игнатий Лойола с шестью единомышленниками образовали Общество Иисуса, более известное как Орден Иезуитов. В подземном крипте часовни Св. Мучеников они приняли обеты целомудрия, бедности и миссионерства.

И с тех пор каждые два года эти первые иезуиты возвращались в часовню, чтобы повторить свою клятву в верности католицизму и вновь пообещать «положить все силы на алтарь просвещения и обращения в христианство всех, кто не верует».

В 1590 году Генрих Четвёртый, тогда ещё вождь протестантов, занял Монмартрский холм во время осады Парижа. Осадил город он с крохотной армией в 1200 человек. Сам Генрих местом своей ставки выбрал монастырь. Войска было явно мало для того, чтобы покорить Париж. Зато гугеноты покорили сердца монахинь. Генрих сделал аббатису знаменитого бенедиктинского монастыря своей подругой. Большая часть монашек и послушниц завели себе кавалеров среди офицеров и солдат протестантского войска. «Проклятого гугенота» поносили за это во всех церквях Парижа.

«Самый знаменитый парижский монастырь обернулся борделем, поскольку почти все монахини последовали ужасному примеру грешной своей аббатисы» – писал в гневном послании к пастве тогдашний архиепископ Парижский.

Когда Генрих, в то время ещё король Наваррский, снял осаду и ушел от стен Парижа, настоятельница монастыря ушла вместе с Веселым королём. Монастырь опустел: почти все монахини ушли с армией Генриха.

В 1611 году на месте часовни Св. Мучеников была построена одноименная церковь. С этого времени посещение паломниками подземной крипты стало одной из главных статей дохода бенедиктинского женского монастыря.

Монастырь существовал вплоть до Великой французской революции в XVIII веке, которая уничтожила все остальные его постройки, кроме церкви Сен-Пьер-де-Монмартр. В 1790 году обитель была разграблена, монахини разогнаны, а последнюю, сорок шестую его аббатису Луизу де Монморанси-Лаваль гильотинировали в 1794 году, за несколько дней до Термидора.

А в самой церкви Святого Петра на Монмартре во время Революции разместился придуманный Шометтом Храм Разума. Позднее в ней был провиантский склад.

В 1794 году была воздвигнута башня для оптического телеграфа (семафора братьев Шапп), прослужившая до 1844 года (кстати, именно на этот телеграф поступило известие об исходе битвы при Ватерлоо; на передачу сигнала с места сражения ушло 17 минут).

И только в 1908 году в церкви, восстановленной Соважо, стали снова молиться Богу. В церкви Сен-Пьер-де-Монмартр можно увидеть надгробные камни настоятельниц монмартрского бенедиктинского женского монастыря — от самой первой, Аделаиды Савойской (жены Людовика VI), которая была основательницей монастыря, до предпоследней, Катрин де Ларошфуко.

Близ паперти находится бронзовая дверь, обозначающая вход на одно из самых загадочных парижских кладбищ — кладбищу Кальвэр (буквально «кладбище Распятия», так как позади церкви здесь в 1833 году было сооружен крест с распятием). Это самое маленькое в Париже кладбище было создано в 1688 году, когда тогдашняя аббатиса отдала часть монастырского сада под захоронения прихожан, и насчитывает 87 могил, площадь 600 кв.м. После Революции в 1801 году кладбище было снова открыто, и вплоть до 1831 года (когда было открыто новое кладбище Св. Винсента) здесь хоронили представителей проживавших в этом районе аристократических семейств.

Здесь похоронено несколько знаменитых людей, в том числе проживший до 90 лет Антуан Порталь (1742-1832) — известный французский врач, лейб-медик Людовика XVIII и Карла X, основатель Королевской медицинской академии. На кладбище Кальвэр был похоронен известный французский скульптор Жан-Батист Пигаль (1714-1785), именем которого назван район вокруг площади Пигаль, где сегодня расположен парижский «квартал красных фонарей»). Но сегодня от его могилы ничего не осталось, она была разрушена во время Французской революции.

По свидетельству очевидцев, кладбище находится в чрезвычайно заброшенном состоянии: треснутые могильные плиты, обломки колонн, покрытые мхом надгробные надписи.

Витражи в неоготическом стиле в церкви Св. Петра на Монмартре выполнены в 1953 году Морисом Максом-Инграном (1908-1969) взамен прежних, погибших во время Второй мировой войны.

Убранство церкви довольно современное, хотя сохранилось несколько древнеримских колонн (на этом месте некогда существовал языческий храм, посвященный богу Марсу).

В XIX веке

В 1814 году после победы над Наполеоном в пустующих зданиях бывшего монастыря разместились английские и русские войска. Об этом времени напоминает мемориальная табличка в одном из ресторанов Монмартра, которая гласит: «30 марта 1814 здесь казаки впервые потребовали, чтобы их обслуживали быстрее, откуда и пошло название бистро (искажённое „Быстро!“). Это просто легенда, хотя и популярная во Франции. На самом деле слово бистро возникло лишь в 1880-е годы и с русским словом никак не связано.

6 июня 1859 Монмартр стал частью Парижа, дав название 18-му муниципальному округу. Зеленые территории холма начали быстро застраивать.

В марте 1871 после окончания франко-прусской войны Монмартр стал местом зарождения Парижской коммуны.

Базилика Сакре-Кёр

После несчастий и разрушений франко-прусской войны и Парижской Коммуны 23 июля 1873 года Национальная Ассамблея приняла решение построить на вершине Монмартра Собор Святого Сердца Иисусова. «Он должен стать памятью о горе которое претерпела Франция, и жертвах этих страшных лет», – сказал тогда архиепископ Парижский монсиньор Жильбер.

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие 78 архитекторов. Победителем стал ученик Виоле Ле Дюка, Поль Абадье (Овадия). Он и начал строительство базилики Сакре-Кёр. Материалом для строительства собора Святого Сердца Абадье выбрал белый камень из карьеров Шато-Ландона (древнего городка недалеко от Луары), известный тем, что на воздухе этот камень ещё больше белеет, а твердостью он может поспорить с гранитом.

Верхняя часть холма была основательно изрыта, поскольку сырьё для производства гипса тут добывали постоянно в течение двух тысячелетий. А ведь нужно построить огромное и очень массивное сооружение. Поэтому для того, чтобы заложить фундамент собора Святого Сердца, строителям пришлось вырыть 83 колодца сорокаметровой глубины. В колодцах были поставлены 83 каменных пилона, на которые и опирается фундамент гигантской базилики Сакре-Кёр.

Первый камень заложил 16 июня 1885 года президент Мак-Магон.

Во многом строительство оказалось возможным благодаря обету двух ремесленников Александра Легентиля и Рауля де Флереи. Они просили Бога о спасении Франции от разрушения во время войны, а взамен поклялись возвести храм. Когда война была окончена, они пожертвовали крупные суммы на строительство базилики Сакре-Кёр. Но возводился этот великолепный храм не только их радением.

Была объявлена подписка среди всего населения Франции, и постройка храма Святого Сердца была оплачена до последнего сантима по этой добровольной подписке и не стоила государству ни гроша. Собор Сакре-Кёр был завершён только в 1912 году. После Абадье собор строился под наблюдением последовательно четырёх архитекторов: Домэ, Леня, Роллена и Манье.

В 1904 году завершение строительства было поручено архитектору Манье, который и разработал проект 80-метровой колокольни, сооружённой в 1905-1913 гг. уже полностью в стиле модерн.

Фото: Базилика Сакре-Кер

На ней висит самый большой из известных в мире колоколов – «Савояр», отлитый в 1895 году в Анси (Верхняя Савойя). Весит «Савояр» почти 19 тонн.

Открытие церкви состоялось в 1919 году.

Фото: Базилика Сакре-Кёр

Перед собором высятся две пятиметровых конных статуи скульптора Х. Лефевра – Святой Людовик и Жанна д’Арк.

Базилика Сакре-Кер представляет собой очень сложное архитектурное сооружение. Высота ее почти равна высоте Монмартра, отчего Сакре-Кер как бы главенствует над всем Парижем.

Фото: Базилика Сакре-Кер

Характерный овальный купол является второй по высоте точкой Парижа после Эйфелевой башни.

Камни храма имеют удивительный цвет, мерцающий неповторимыми оттенками молочно-розоной белизны.

Во время службы в соборе Святого Сердца звучит необыкновенной красоты орган.

По мнению многих туристов, Сакре-Кёр на Монмартре – это наиболее запоминающийся храм Парижа.

Когда Париж попал в осаду,

И запылал большой костёр,

Когда он выстоял, в награду

Воздвигли церковь Сакре-Кёр

Любое здание в Париже

Базилики той будет ниже:

Парит, открытый всем ветрам,

По небу белоснежный храм!

Снаружи – роскошь Византии,

Внутри – мозаика Христа,

Идея, в общем-то, проста:

Кто верит, тот в своей стихии!

Христос к нам руки распростёр

В священном храме Sacré-Coeur!

Храм стал таким же символом Парижа, как Триумфальная арка, Лувр и Собор Парижской Богоматери.

Если от Собора, с его эспланады, смотреть прямо на юг, параллельно фуникулёру, то перед вами, с высоты более 100 метров, откроется весь Париж.

Обойдя базилику слева вы попадете на площадь Тертр. Когда-то на ней вершился суд. Здесь казнили преступников.

В наше время площадь буквально оккупирована армией портретистов, шаржистов, карикатуристов, предлагающих за небольшую плату свои услуги. В среднем за 15-20 € они могут за 15 минут нарисовать портрет или карикатуру, а также выставляют свои работы на продажу.

Колыбель парижской богемы

Сейчас художники приезжают сюда заработать. Совсем иначе было в конце XIX века. Монмартр тогда привлекал многочисленных деятелей искусства своими невысокими (по сравнению с центром города) ценами. Здесь жили и творили великие художники Винсент Ван Гог, Эжен Делакруа, Анри де Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Эдуар Мане, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Поль Сезанн, Сальвадор Дали.

С этим легендарным районом Парижа связаны также и имена писателей – Эмиля Золя, Шарля Бодлера, Бориса Виана, Генри Миллера. Здесь искал вдохновения для своего творчества гениальный композитор Эрик Сати. На Монмартре открыла школу танца Айседора Дункан.

Бедные художники, писатели и поэты снимали комнатушки в ветхом бараке Бато-Лавуар, который находился на территории фабрики фортепиано и в 1892-1914 гг. использовался как общежитие. Бато-Лавуар можно перевести как “корабль-прачечная”. Здесь не было света и газа и всего лишь один водопроводный кран на пять этажей.

Спартанские условия не отпугивали тогдашних гениев. Несколько кроватей, на которых спали по очереди, несколько столешниц и кресел составляли все внутреннее убранство Бато-Лавуар.

Старое здание общежития сгорело в 1870 году. Его отстроили заново и создали в нем мастерскую для начинающих художников.

Излюбленными местами встреч парижской богемы были бары и кабаре, такие как «Чёрный кот», «Мулен Руж» и «Проворный кролик».

Позднее, уже после первой мировой войны арт-богема переселилась на Монпарнас.

В самом центре Монмартра, на углу улицы Пульбо ( Rue Poulbot), в доме No 11 находится музей Сальвадора Дали, где можно увидеть 330 работ гениального испанца. При осмотре этой коллекции черные стены, музыка и голос самого Дали создают особое настроение. Эффект усиливает игра света – он включается по очереди возле каждой из картин. Особенно интересны сюрреалистические акварели – иллюстрации к Библии, “Алисе в стране чудес” Льюиса Кэрролла и “Декамерону” Боккаччо.

Здесь расположены также художественная галерея, библиотека и сувенирный магазин.

На улице Kortor в особняке «Ренуара»(известного еще и такими именитыми жильцами, как Ван Гог, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Дюфи) находится музей Монмартра.

Виноградник

На улице Сен-Венсен находится виноградник Монмартра, единственный виноградник Парижа, урожай которого ежегодно позволяет получать 400—500 литров монмартрского вина.

Сегодня площадь виноградника не так велика, а вкус не представляет гастрономического интереса. Но парижане свято чтят традиции, и каждое второе воскресенье октября отмечают праздник сбора урожая. В этот день на Монмартре собираются представители всех винодельческих районов Франции.

Виноградниками управляет Синдикат Монмартра, ежегодно избирающий мэра и президента холма и организующий по этому поводу публичные праздники.

Фото Монмартра

Оцените статью
Добавить комментарий