Арзамас

Арзамас. Так назывался литературный кружок, существовавший в 1815-1818 гг. и объединявший сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» был создан для того, чтобы бороться с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых образовали литературное общество «Беседы любителей русского слова» (так наз. «архаисты»).

Членами «Арзамаса» были писатели В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, А. Ф. Воейков, Д. В. Давыдов, А. А. Перовский, С. П. Жихарев, Ф. Ф. Вигель, Д. А. Кавелин. В «Арзамас» входили люди, более известные своей общественной деятельностью. Это С. С. Уваров, братья А. И. и Н. И. Тургеневы, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков, М. Ф. Орлов, Д. П. Северин, П. И. Полетика и другие.

Арзамас никогда не считался обществом официальным, а был лишь частным кружком молодых людей, связанных узами дружбы и общими симпатиями литературными и общественными.

Большинство членов «Арзамаса» принадлежали к одному поколению столичного европейски образованного дворянства, либерально настроенного после войны 1812.

Их оппоненты – члены «Беседы» – были консерваторами в области литературы и политики. Заседания «Арзамаса» в противовес бюрократической торжественности заседаний «Беседы» имели характер весёлых дружеских сборищ.

Само название «Арзамас» было взято из сатиры Блудова «Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей».

На гербе общества изображался гусь, так как «Арзамас славился своими жирными гусями».

Все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Вяземский — Асмодей, А. С. Пушкин — Сверчок, В. Л. Пушкин — Вот, Д. П. Северин — Резвый кот, А. И. Тургенев —Эолова арфа и т. д.).

«Арзамас» возник как общество, направленное, прежде всего, на полемику с «Беседой» и Российской академией, и пародировал в своей структуре их организационные формы.

Особым постановлением разрешено было «признавать Арзамасом всякое место» — «чертог, хижину, колесницу, салазки».

Прием в члены общества сопровождался разными аллегорическими церемониями, но только тогда, когда представлялся удобный случай посмеяться. Однако, некоторые формальности неизменно соблюдались и были утверждены уставом общества, написанным Жуковским и Блудовым.

Арзамасские пародисты остроумно обыгрывали известную традицию Французской академии, когда вновь избранный член произносил похвальную речь в честь умершего предшественника.

«По примеру других обществ, говорилось в нем, каждому новопоступающему члену «Арзамаса» надлежало бы читать похвальную речь своему покойному предшественнику, но все члены нового «Арзамаса» бессмертны, и потому за неимением собственных готовых покойников новоарзамасцы — в доказательство благородного своего беспристрастия и еще более в доказательство, что ненависть их не простирается за пределы гроба, — положили брать на прокат покойников между халдеями «Беседы и академии» (так карамзинисты называли шишковистов), дабы воздавать им по делам их, не дожидаясь потомства».

Менявшийся всякую неделю председатель, отвечал оратору пристойным приветствием, «в котором искусно мешал похвалы ему с похвалами усопшему» (слова церемониала). При серьезно-торжественном тоне, как речи, так и ответы, были содержания комического и часто намеренно пропитывались бессмыслицей, долженствовавшей характеризовать отпеваемого покойника.

На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, пародии и эпиграммы, высмеивающие членов «Беседы».

Сообразно этому на всей жизни кружка лежал отпечаток шутовства и беззаветного веселья.

Арзамасцы шутливо создали новую религию, узнали и уверовали в своего неземного бога – бога Вкуса.

Художественный вкус, в полном согласии с идеями Карамзина, толкуется как личная способность. Вкусу нельзя научить: он не достается трудом. Он не может быть постигнут умом. Вкус таинственно связан с добром и подлежит ведению не знания, а веры. Человек получает вкус как небесный дар, как спустившуюся с неба и посетившую его благодать. Бог Вкуса действует тайно, вселяясь как дух в каждого арзамасца.

С закрытием в 1816 году «Беседы» полемический характер деятельности «Арзамаса» потерял смысл. Арзамасцы попытались работу кружка сделать более серьёзной и задумали издание журнала, который призван был теснее сблизить членов кружка. Однако дело не пошло далее составления плана журнала.

«Арзамас» распался в 1818 году. Внешней причиной был разъезд из Санкт-Петербурга многих его членов. Распад «Арзамаса» по времени совпал также с избранием в Российскую академию В. А. Жуковского и Н. М. Карамзина, куда они были предложены своим оппонентом А. С. Шишковым. Многие участники «Арзамаса» со временем стали членами Российской академии с подачи всё того же А. С. Шишкова.

Ценную характеристику значения «Арзамаса» даёт Вяземский: «Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества. А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться».

Статьи по теме:

Василий Львович Пушкин и «Арзамас»

Интересные факты о русских писателях и поэтах

Оцените статью
Добавить комментарий