Главная Россия Ингушетия
Ингушетия

Хариты Андромеда Ариадна мифологияАхилл герой Греции Даная мифология Дедал мифология Девкалион мифология Елена Прекрасная Подвиги Геракла Герои Древней Греции Ифигения в Тавриде Миф о Кадме и Гармонии Интересные факты о бобре

Республика Ингушетия – субъект РФ. Столица – город Магас (в переводе с ингушского –город солнца). Это самая молодая республика в РФ (образована 2 июня 1992 года).

Ингушетия – самый малый по площади регион Российской Федерации, не считая городов федерального значения.

На западе граничит с Северной Осетией, на востоке с Чеченской Республикой, на юге с Грузией, где граница совпадает с государственной границей Российской Федерации.

Название республики происходит от русского наименования коренного населения (ингуши — предположительно, от названия села Ангушт). Самоназвание народа — «галагай».

У Ингушетии крайне низкий инвестиционный рейтинг. Сказываются последствия недавней войны на Кавказе, вторжения банд из Грузии, неулаженные территориальные вопросы с Северной Осетией и Чечней. Серьезные инвесторы просто боятся вкладывать сюда свои деньги — могут не вернуть.

Это крайне неблагоприятно отражается на экономике и социальной сфере. По уровню бедности и безработице в республике одни из самых высоких показателей в России. При этом в Ингушетии самый высокий уровень рождаемости среди субъектов Российской Федерации. Треть населения республики составляют дети.

По национальному составу преобладают ингуши (93,46%), на втором месте — чеченцы (4,55%), а русские лишь на третьем месте (0,78%).

Чеченцы проживают компактно на востоке республики, на границе с Чечней. В основном это беженцы, переехавшие сюда в 90-х годах.

Ингуши — это один из вайнахских народов, составляющих основу населения Северного Кавказа. Большинство ингушей по вероисповеданию — мусульмане.

Большая часть населения проживает в сельской зоне. При этом плотность населения крайне высока — 121,9 чел. на кв. км.

Содержание

1. География

2.Города

3. История

4. Достопримечательности

4.1 Тхаба-Ерды

4.2 Башни

4.2.1 Эгикал

4.2.2 Вовнушки

4.2.3 Пялинг

4.2.4 Ний

4.2.5 Таргим

4.2.6 Цори

4.3 Армхи

5. Фото

 

 

 

География Ингушетии

В северных районах рельеф степной, на юге — горный, состоящий из хребтов, разделённых долинами и ущельями. В северных районах располагается часть Сунженской и Алханчуртской долины, в центральных — долины рек Сунжа и Асса, южная часть республики занята Кавказскими горами.

Самая высокая точка — гора Шан (4451 м).

Крупнейшей рекой Северо-Восточного Кавказа является Терек, однако, по Ингушетии он протекает лишь на небольшом отрезке на юге республики вдоль границы с Северной Осетией.

Основными реками Ингушетии являются: приток Терека река Сунжа, приток Сунжи — река Асса.

 

Города Ингушетии

Магас

Магас — столица республики. Этот город был специально основан в 1995 году, а статус новой столицы республики он получил в 2000 г. Это самый маленький и самый молодой населённый пункт, являющийся административным центром субъекта Российской Федерации.

Магас – один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица.

Население Магаса очень маленькое — всего 4106 человек. Он расположен всего в 4 км от Назрани – бывшей столицы Ингушетии. Сейчас в этом крохотном городке находятся органы власти республики, а также один из корпусов Ингушского университета.

 

Назрань

Назрань – крупнейший город Ингушетии (население – более 100 тыс. чел.). Основанная в 1781 году, эта крепость стала одним из важнейших оплотов Российской империи на Северном Кавказе. Назрань – главный экономический центр республики.  Статус города был получен в 1967 году.

 

История Ингушетии

Предками ингушей были племена кобанской культуры, существовавшие в XII-IV вв. до н.э.

Кобанская культура взяла своё название от северокавказского аула Кобан, на чьей территории в середине XIX века во время обвала одного из берегов случайно обнаружили огромное захоронение со множеством предметов этой культуры.

Кобанские племена находились на стадии развития военной демократии. Частые военные столкновения со степняками способствовали развитию военного дела и вооружения. В жизни общества приобрели огромный вес и выдвинулись на главную роль вожди военных дружин. Эта эпоха характерна производством в больших масштабах разнообразного, отличной выделки оружия.

С III века до нашей эры кобанские племена именуют «дзурдзуки». Горную Ингушетию той эпохи называли Дзурдзукией. Она представляла собой довольно сильное политическое объединение племен. Первые цари Грузии Фарнаваз и Саурмаг имели родственные династические связи с дзурдзуками.

С наступлением первого тысячелетия н. э. древнеингушские кобанские племена в письменных источниках именуются аланами.

Интерес историков и археологов вызывает башенная, храмовая архитектура ингушей. Башни в горах стали строить в V веке, расцвет башенной архитектуры ингушей относится к Х-ХII векам. Строили на отрогах гор, на высоких склонах, в глубине ущелий, вписывая поселение в горный ландшафт и, в то же время, учитывая стратегическое расположение местности.

Поселения и жилища Эбан, Бейни, Духаргишт, Джейрах, Фуртоуг, Харпе, Ляжги, Армхи, Фалхан, Мецхал, Гаракх, Морч, Тумги, Кост, Дошхакле, Эрзи, Эгенты, Тарш, Кыйрах, Шоан, Белган, Хули, Салги, Маготе, Лялах, Хяни, Кязи, Бишт, Карт, Кели, Гадаборш, Нижний Оздик, Средний Оздик, Лейми, Эгикал, Бархане, Тори, Гаги-галаш, Таргим, Барах, Гирит, Хамхи, Пуй, Хайрах, Кяхк, Евли, Пялинг, Ний, Вовнушки, Цори, Цай-Пхеда, Гул и многие другие располагались вдоль горных рек Фортанга, Асса, Терек, Армхи, Кистинка и др.

Строили храмовые комплексы и святилища: Маги-Ерды, Альби-Ерды, Таргимский храм, Тхаба-Ерды и др.

На незначительном расстоянии от башенных комплексов создавали некрополи, состоявшие из каменных склепов, - «солнечных могильников».

В X столетии аланы основали государство, центром которого был «город солнца» Магас. В XIII веке Аланию постигла участь многих земель, разоренных золотоордынскими завоевателями. Большая часть её территории отошла во владения Золотой Орды, но ряд горных селений остались непокоренными. Упоминания о борьбе горцев с захватчиками встречаются во многих памятниках письменности. В горах Ингушетии и Чечни сохранились традиции аланов, их язык и культура.

Затем последовало ещё одно мощное нашествие, которое предкам современных ингушей пришлось пережить, – набег войск знаменитого завоевателя Тамерлана в конце XIV века.

В XV веке ингушские племена начали активно расселяться по долинам рек, однако в XVI столетии из-за похода кабардинского князя Темрюка, поддерживаемого Россией, они вынуждены были покинуть обжитые территории.

Вернувшись в горы, ингуши образовали там особые общества – шахары, напоминающие мини-государства с демократическим устройством. Шахары разрастались, и с XVII века ингуши вновь начали осваивать долины рек Терек, Сунжа, Асса, Камбилеевка. Это постепенное переселение происходило до XIX столетия.

В XV веке началось проникновение ислама — через Чечню и Дагестан, однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды.

В марте 1770 года Ингушетия вошла в состав Российской империи. В 1810 году во Владикавказе представители самых знатных родов подписали акт присяги Российскому государству. Расселение ингушского народа попадало под строгий контроль России.

В это же время была воздвигнута ещё одна крепость – Назрань.

За всё время существования Российской империи ингуши выступали на её стороне в Кавказской, Русско-турецкой и Русско-японской войнах.

В мае-июне 1858 года в Ингушетии произошло Назрановское восстание. Его причиной стало вынужденное переселение жителей на новые места, чтобы империи было легче управлять кавказским народом. В итоге восстание было подавлено.

Ингушей продолжили выселять: некоторые попали в Турцию, некоторые – в дальние ингушские селения. Для многих переселенцев такая смена места жительства была тяжела: люди голодали, заболевали, гибли. А обжитые ими места переименовывались в станицы и отдавались казакам.

В конце XIX века Ингушетия была отдана под управление казачества. И лишь в 1905 году после долгой борьбы за автономность ингуши добились выделения своих земель в самостоятельный Назрановский округ Терской области.

Жизнь после революции

После Октябрьской революции в России, в ноябре 1917 года была провозглашена независимая Горская республика, объединяющая многие народы Северного Кавказа.

После занятия Дагестана войсками генерала Деникина правительство Горской республики объявило о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис. Горская республика прекратила своё существование.

С февраля 1919 года по март 1920 года равнинная Ингушетия была занята армией генерала Деникина. В марте 1920 года советская власть в Ингушетии была восстановлена.

В 1921 году была создана Горская АССР, и Ингушетия вошла в её состав. Просуществовала АССР недолго, в 1924 году возникла Ингушская автономная область.

15 января 1934 года была создана Чечено-Ингушская автономная область, которая 5 декабря 1936 года стала Чечено-Ингушской АССР. Власти, не прислушавшись к мнению народа, присоединили Ингушетию к Чечне.

В годы Великой Отечественной войны ингуши принимали участие в обороне Брестской крепости, обороне Кавказа, Одессы, в Сталинградской битве, в битве на Курской дуге и других крупных сражениях. Возле города Малгобек в начале войны были остановлены немецкие войска, ступившие на Северный Кавказ. Более 50 ингушских воинов заслужили звание Героя Советского Союза.

В 1944 году Чечено-Ингушская АССР прекратила свое существование, а ингуши и чеченцы были выселены в Казахстан и Среднюю Азию.

Утверждения о том, что причиной депортации было большое количество антисоветски и профашистски настроенных элементов и их аномально высокая активность, оспариваются рядом авторов.

Полковник НКВД Султан Албогачиев, бывший в период с февраля 1941 по сентябрь 1943 года наркомом внутренних дел Чечено-Ингушской АССР, в 1963 году писал:

« Бандитов в горах Чечни было не больше, чем в других регионах страны… По моим подсчётам в горах Чечни было в то время около 300 бандитов, в том числе около 160—170 активно действующих…

… Чеченцы, ингуши и русские опоясали республику противотанковыми рвами, ДОТами и ДЗОТами. Повторяю ещё раз — не было никаких причин для выселения чеченцев и ингушей. Это подтвердил и сам Берия во время процесса над ним в 1953 году.

Депортация народов, ликвидация их государственности и изменение границ не предусматривались ни Конституциями Чечено-Ингушетии, РСФСР или СССР, ни какими-либо другими законными или подзаконными актами.

Ссылка унесла множество жизней, люди гибли в тяжелых условиях. Земли Ингушетии отошли Грузии, Осетии и Грозненской области. Уже после смерти Сталина в 1957 году Чечено-Ингушскую АССР восстановили. Однако произошедший передел территорий в дальнейшем стал причиной конфликтов ингушей с осетинами.

В 1991 году Чечня отделилась от Ингушетии, став отдельной республикой. Ингуши же предпочли остаться в составе РФ.

Так в 1992 году появился закон об образовании Ингушской Республики, входящей в состав России.

В этом же году произошло серьезное вооруженное столкновение между Осетией и Ингушетией из-за пограничного района, который ингуши считали своим. Конфликт не привел к изменению границ, однако из-за него практически всем ингушам, жившим в Северной Осетии, пришлось переехать в Ингушетию. Споры из-за земли между двумя народами не прекращаются до сих пор.

Продолжительный период – с 1992-го по 2002 год — главой республики был бывший офицер Советской Армии Руслан Аушев.

С 1 июля 1994 года в Ингушетии была объявлена зона экономического благоприятствования — все предприятия, зарегистрированные в республике освобождались от уплаты налогов и получали значительные льготы. Всё это делалось с целью укрепления и поддержания слабо развитой экономики региона.

При Аушеве был подписан договор с непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия, согласно которому значительная часть территории ЧРИ отходила Ингушетии. Однако после смерти президента ЧРИ Джохара Дудаева в 1996 году этот договор послужил поводом для очередного чечено-ингушского земельного конфликта.

В конце 90-х годов Аушев выступил с инициативой передачи полного контроля над правоохранительными органами городов и районов самой республике, но правительство РФ не поддержало такой подход. Также были попытки узаконить многоженство среди ингушей, но их быстро пресекли как нарушающие Семейный кодекс.

С 2002-го по 2008 год глава республики – Мурат Зязиков. Его правление оценивалось современниками неоднозначно: с одной стороны, несомненный шаг вперед в экономическом и культурном развитии (повышается уровень зарплат, растет валовый национальный продукт, активно строятся дома, социальные центры и образовательные учреждения), с другой стороны, обостряется криминальная обстановка и усиливается опасность терактов.

30 октября 2008 года указом Президента России Дмитрия Медведева Зязиков был отправлен в отставку.

После отставки Зязикова пост главы республики перешел к Юнус-Беку Евкурову. Его поддержала оппозиция, однако руководство Ингушетией серьезно осложняется из-за разгула преступности, политических интриг, межклановых распрей. Происходят покушения на президента и других высокопоставленных лиц.

4 июля 2013 года Юнус-бек Евкуров досрочно ушёл в отставку с поста главы республики. До выборов главы региона он остался в должности исполняющего обязанности, а когда наступила пора выборов, он был вновь избран на этот пост.

Бедность, безработица, преступность остаются главными проблемами региона.

 

 

 

Достопримечательности Ингушетии

В Ингушетии много удивительных по красоте и атмосфере мест, в которых древние постройки сочетаются со свежестью нетронутой кавказской природы.

Здесь находится старейший христианский храм Тхаба-Ерды.

 

Тхаба-Ерды

Тхаба-Ерды фото

Тхаба-Ерды – древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии. Церковь стоит между селами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, на правом притоке реки Ассы, недалеко от границы с Грузией.

Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. Возраст храма до сих пор остается загадкой.

Тхаба-Ерды фото

Сложности с датировкой возникли по причине того, что сооружение несколько раз реконструировалось и видоизменялось. Дошедший до нас вид памятника относится к Х1V –XV1 вв. и насчитывает, по разным оценкам, три или четыре строительных периода. Первый строительный период относят либо к периоду до VШ века, либо это VIII-IX век. О таком далеком времени строительства свидетельствуют фундаменты, вскрытые под апсидой главной церкви во время реставрационных работ.

Тхаба-Ерды фото

Ингушские исследователи считают, что изначально здесь могло находиться древнее святилище, возведенное вайнахскими мастерами в честь языческого божества, и позже переделанное в христианский храм по мере проникновения на эти территории грузинского (а вместе с ним и христианского) влияния.

Нет единого мнения и по поводу названия храма: одни переводят Тхаба-Ерды как как «Наша вера», другие – «Две тысячи святых», третьи считают, что Тхаба-Ерды –это искаженное Тома-Ерда, т.е. храм святого Фомы.

Тхаба-Ерды фото

Планировка церкви очень проста, что уже говорит о ее древности. Высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров), пространство зала разделено тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершено на востоке полукруглой апсидой. Высокие остроконечные арки делят пространство храма на четыре части. Косые лучи солнца проникают внутрь сквозь узкие стрельчатые окна.

Тхаба-Ерды фото

Монументальная базилика сложена из различных по размеру и виду камней, точно подогнанных друг под друга. Стены метровой толщины. Здание венчает двухскатная кровля.

Тхаба-Ерды фото

Храм украшают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку находятся они в совершенно случайных местах.

Тхаба-Ерды фото

Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии. Здесь созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам. В храме собирался Мехк-кхел — совет (суд) вайнахов, на котором старейшины устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам.

В 1969—1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.

Во время Второй чеченской войны храм Тхаба-Ерды оказался в центре военных манёвров. По словам Президента Ингушетии, военные 58-й армии устроили в древнейшей церкви РФ отхожее место; также российская вертолётная авиация нанесла по храму удар, в результате чего была утрачена крыша.

10 ноября 2012 года в храме впервые за более чем сто лет состоялось православное богослужение.

 

 

Башни Ингушетии

Ингушетию называют «страна башен». Ингушские башни – уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры. Они располагаются преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.

Нет точной датировки строительства башенных сооружений, период строительства башен варьируется от XIII-XIV вв. до XVI-XVII вв.

В то время в горной зоне Ингушетии на территории современного Джейрахского района располагалось около 150 населённых пунктов. Постоянное отражение внешних агрессий, внутренние междоусобные столкновения, а также само географическое расположение на перевальных путях из Закавказья на равнины Северного Кавказа – все эти обстоятельства, вынуждали ингушей строить крепкие каменные дома-крепости.

Многие селения представляли собой укрепленные замковые комплексы, включавшие в себя одну или несколько боевых и полубоевых башен, объединенных высокими оборонительными каменными стенами с жилыми постройками.

Поселение как правило основывалось в наиболее выгодном в стратегическом плане месте: у переправы через реку, у дороги, у входа в ущелье, что позволяло контролировать пути сообщения. Никогда поселения не основывались на участках пригодных для занятия земледелием, ценность плодородной земли в экономике горцев-ингушей была очень высокой. Для возведения башенных поселений выбирали как правило наиболее бесплодные участки с каменистой почвой, а порой, строили и на голых скалах.

Жилые башни

Жилые башни строили в два-три этажа из неотесанного камня на известковом растворе.  Такая башня представляла собой квадратную или прямоугольную в плане каменную постройку с плоской земляной крышей, хорошо обмазанной глиной. Высота трехэтажной башни достигала в среднем 10-12 метров, а размеры основания варьировались от 5×6 до 10×12 м. Стены башни сужены к верху, что составляет отличительную деталь архитектуры ингушей периода Средневековья.

Каждый этаж имел свое назначение: первый - хлев, на втором этаже был очаг и спальня, а на третьем – кунацкая, комната для гостей. Кладка стен в жилых башнях, состоявшая из грубо обработанных каменных блоков, была более примитивной по сравнению с кладкой боевых башен, что вполне объяснимо. Задача построения жилой постройки отличалась от боевой, так как требовала скорейшего завершения строительства для заселения семьи, поэтому внешнему виду не уделялось такое пристальное внимание.

Полубоевые башни

Переходной формой от жилых к боевым башням исследователи считают так называемые полубоевые башни. Они содержали элементы и жилых, и боевых башен. Строились в 3-4 этажа.

В основании полубоевые башни почти квадратные и меньшей площади по сравнению с жилыми: их размеры колеблются от 4,5-5 м в ширину до 5-5,5 м в длину. Высота – 12-16 м. Такие башни отличались появлением бойниц и «машикулей», это каменные балкончики, служившие для военных целей. Вход устроен также, как у жилых башен, на первом этаже. Очень редко встречаются полубоевые башни, у которых вход, подобно боевым башням, расположен на втором этаже.

Боевые башни

Наивысший расцвет ингушского башенного зодчества связан со строительством боевых башен.  Боевые башни, имеющие строгие гармоничные пропорции, сочетающиеся с крепостью стен, достигают у основания толщины около одного метра. Они имеют в среднем 5-6 ярусов (самые высокие до семи), малую площадь основания и наклонные стены, предназначавшиеся для создания рикошетирующей поверхности и увеличения поражающего эффекта сбрасываемых камней.

Считается, что боевые башни появились в ходе совершенствования техники строительства, путем эволюции жилых башен сначала в полубоевые, затем — в боевые башни с плоским венчанием и, наконец, в башни со ступенчато-пирамидальным покрытием. В то же время появление более совершенных башен не означало прекращения строительства прежних типов, они все в равной мере продолжали возводиться вплоть до позднего Средневековья.

Вход в башню обычно располагался на уровне второго этажа, что в том числе лишало потенциальных врагов возможности применения тарана.

Первый этаж служил тюрьмой для пленников и хранения сельскохозяйственных припасов. В него можно было попасть только через квадратный лаз со второго этажа.

Второй этаж предназначался для жилья на случай осады. Сообщение между этажами осуществлялось через квадратные лазы – люки, оборудованные в углах башен, — по приставным лестницам в виде зазубренных бревен. Эти проходы между этажами были расположены зигзагообразно.

На каждом этаже, начиная со второго, имелись световые окна, боевые ниши (бойницы) и смотровые щели (глазки). Устройство бойниц велось таким образом, чтобы по возможности охватить все подступы к башне.

На уровне последнего (пятого или шестого) этажа, являвшегося главным обзорным пунктом и одновременно главной боевой площадкой, хранилось оружие: камни, луки, стрелы, ружья.

Боевые башни были двух типов: с пирамидальным и плоским покрытием.

Обычный строительный материал, используемый для постройки – камень, обломки скального плитняка, распространенного в данной местности. Самые ранние башни строились насухо, без связующего раствора, позднее стал широко применяться известковый и песчано-известковый раствор.

Возведение боевых башен требовало высокого мастерства, многолетнего опыта, знаний и технических навыков.  Оно, находилось в руках отдельных мастеров, и было уделом довольно ограниченного круга специалистов-строителей.

Построение башни должно было свидетельствовать об родовой сплоченности и мощи, поэтому в работе добровольно принимали участие все члены данной фамилии, помогая и живой силой, и средствами. В строительстве башни принимали участие и наемные рабочие из других фамилий, но владельцы башни зорко наблюдали за ходом постройки, чтобы кто-нибудь умышленно не помешал работе. В старину, когда выдавали девушку замуж, то ее родители осведомлялись, имеет ли жених башню и родовой склеп.

Выбор места для постройки башни сопровождался гаданием. На намеченном месте ставили на ночь чашу, до краев наполненную водой. Если к утру уровень воды в чаще поднимался, это считалось дурным признаком, и приходилось искать другое место. Существовал еще и такой обычай: перед строительством башни землю поливали молоком – если оно не просачивалось, то почва для фундамента считалось достаточно крепкой, если же молоко просачивалось, землю рыли еще глубже.

Строительство ингушской башни обставлялось торжественно, оно сопровождалось различными ритуалами. Первые ряды камней обагрялись кровью жертвенного животного. В обязанности заказчика входило хорошо кормить мастера, а тот должен был в полной мере показать свои строительные способности.

Постройку башни нужно было обязательно закончить за один год (365 дней). Если строительство затягивалось, род, заказавший башню, считали слабым. Если построенная башня через какое-то время рушилась, винили тоже, в первую очередь, семью: значит, по слабости и бедности строителям не заплатили сполна. Однако со строителями, допустившими грубые ошибки, предпочитали больше не работать. Всех зодчих знали поименно, строительство башен было чрезвычайно почетным занятием.

Значительный вред башенной архитектуре ингушей был нанесён в результате карательных экспедиций царских времён, а также в период депортации ингушского народа 1944–1957 гг.: почти половина её объектов было уничтожено.

 

Эгикал

Эгикал фото

Эгикал — крупнейший башенный комплекс в горной Ингушетии. Его можно назвать «городом башен» в этой стране. Сотни построек некогда могущественного селения рассыпаны по южному склону горы Цей-Лоам в Ассинском ущелье..

Эгикал фото

Здесь построены боевые, полубоевые, жилые башни со всяческими пристройками, мощные оборонительные стены, которые разделяют группы построек на замковые комплексы. Даты строительства варьируются от ХII до ХVIII века.

Эгикал фото

В эпоху позднего Средневековья Эгикал был политическим, экономическим и культурным центром горной Ингушетии. Селение славилось потомственными ремесленниками – кузнецами, гончарами оружейниками, , ювелирами, а также отважными воинами и знатоками народной медицины. Из Эгикала вышли десятки известных фамилий Ингушетии.

Многочисленны склепы и святилища Эгикала. Захоронения – подземные, полуподземные и надземные. Религиозная принадлежность разная: есть и домусульманские, и мусульманские. На некоторых плитах мусульманского кладбища сохранились надписи арабской вязью.

До депортации ингушей в 1944 году в селении Эгикал жили люди. При депортации по приказу Сталина башни взрывали и поджигали, больных, немощных и малолетних детей убивали на месте, о чём свидетельствуют надписи на камнях.

Эгикал фото

Эгикал сегодня – необитаемый башенный комплекс, законсервированный древний город, музей под открытым небом.

 

Вовнушки

Вовнушки

Вовнушки – комплекс оборонно-сторожевых ингушских башен. Это признанный шедевр средневековой башенной архитектуры, и предмет особой гордости ингушей. Величественный башенный комплекс находится в Гулойхийском ущелье в высокогорном Джейрахском районе современной Ингушетии и входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Нет проверенной информации, когда точно появились эти башни. Большинство историков ссылается на XVI-XVII вв., некоторые уверенно относят строения Вовнушек исключительно к XVII в., но существуют и те, кто убежден, что начало строительства башен или, по крайней мере,  их менее монументальных прототипов можно отнести к XII в.

Почему такое название – «Вовнушки»? По-ингушски слово «воув» – это «боевая башня», а «наче» – «родина», «место рождения». Обычно название Вовнушки трактуется лаконичнее: «место боевых башен».

Место для строительства выбрано не случайно, это точка стыка горных ущелий. Через Ассинское ущелье проходил путь к самому удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. По нему шли караваны, следовавшие Великим шелковым путем. В горах орудовали разбойники, и караванщики часто искали защиты в башенных аулах.

Башенный комплекс построен на остроконечных вершинах обрывистых скальных утесов и состоит из двух отдельных неприступных замков, соединявшихся в древности подвесным мостиком. В случае осады женщины, старики и дети перебиралось в более безопасную башню. Подступы к башням и жилым пристройкам преграждали мощные крепостные стены. Недалеко от башен сохранился редкий для края ядрообразный мавзолей.

В Средние века на Северном Кавказе главной единицей организации служили родоплеменные объединения – тейпы. Оборонно-сторожевые башни в Вовнушках возведены уважаемым старинным тейпом Оздой (Оздоевы). Из Вовнушек началось дальнейшее расселение Оздоевых, к 1800 году им принадлежало 26 башенных комплексов.

Интересные факты:

В 2008 году Вовнушки стали финалистом конкурса «7 чудес России».

В 2009 году изображение башенного комплекса Вовнушки появилось на марке Почты России «Республика Ингушетия» в серии «Регионы»

В 2010 году Банк России выпустил тиражом в 10000 экземпляров серебряную монету с изображением одной из сторожевых башен комплекса «Вовнушки» номиналом 3 рубля.

 

Пялинг

Пялинг

Пялинг - крупное башенное поселение Горной Ингушетии замкового типа. Расположен к северо-востоку от районного центра Джейрах, неподалёку от правого берега реки Асса.

Историко-архитектурный комплекс «Пялинг» состоит из нижнего Пялинга и верхнего Пялинга. Название свое получил от речки, в долине которой он расположен.

О Пялинге очень немного информации. По одному источнику, основано оно было переселенцем из башенного поселения Никара общества Терлой. Этногенетические предания свидетельствуют, что сами терлойцы являются переселенцами из средневековой Двалетии.

В Википедии сообщается, что селение Пялинг основано представителями ингушского рода Йовлой (Евлоевы, Газгиреевы, Мездоевы и др.), которые являлись владетелями земель и башенных комплексов Пялинга. Считается, что селение это – родина тейпа Чаниевых (Полонкой), представители которых поселились в Пялинге и являлись родственниками Евлоевых. Ещё со 2 пол. XIX века представители и тех и других фамилий долгое время совместно проживали в Пялинге.

Замковый комплекс Пялинг, включает в себя четыре боевые башни, полтора десятка жилых и солнечные могильники.

Все боевые башни сохранились в относительной целости, кроме одной. Жилые же башни и могильники сильно повреждены.

Могильники называют солнечными потому, что в древности ингуши не хоронили в землю своих покойников, а укладывали в наземные могильники. Местный климат и горный ветер сушили тела усопших, превращая их в мумии.

Аул входит в Гулинское сельское поселение. По состоянию на 2016 год в Пялинге жили 2 человека.

 

Ний

Ний

Ний – крупный башенный поселок замкового типа на плато у подножья горы Цорей-Лоам, в 1,4 км. восточнее Нижнего Пялинга. Поселение Ний расположено на правом притоке реки Тхаба-чоч, на высоте 1700 м. над уровнем моря.

Архитектурный комплекс «Ний», представлен множеством исторических объектов: 4 боевые башни, 1 — полубоевая и 13 полуразрушенных жилых башен, а также 14 склеповых могильников. На сегодняшний день здесь хорошо сохранились 4 боевые башни.

Из поселения Ний ведут своё происхождение представители крупнейшего ингушского рода (тейпа) Йовлой (Саговы, Гайсановы, Куркиевы и др.), которые являлись владетелями земель и башенных замковых построек селений Ний, Нийкоате, Пялинг, Йовли, Мусиево и Ахки-Юрт.

Согласно преданиям, боевые башни были воздвигнуты ингушскими зодчими Барханоевыми (как и некоторые другие местные сооружения) и датируются концом XVI- началом XVII вв.

В настоящее время эти объекты ингушской архитектуры и вся территория поселения входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находятся под охраной государства.

 

Таргим

Таргим

Таргим – один из древнейших башенных комплексов, находится в Джейрахском районе республики, в Таргимской котловине, на правом берегу реки Асса, недалеко от границы с Грузией. Высота над уровнем моря: 1080 м.

Архитектурный комплекс «Таргим» включает множество исторических объектов: древние циклопические жилища башенного типа, 4 боевые башни, 4 – полубоевые и 16 полуразрушенных жилых башен, а также 19 склеповых могильников, 2 мавзолея и 5 cвятилищ.

Основные сооружения Таргима были возведены в XV-XVII веках. Таргимские боевые башни принадлежат к типу т.н. «изящных башен» – соотношение между высотой сооружения и шириной его основания составляет 10:1. Высота таргимских башен достигает 28 метров.

Некогда богатый и влиятельный, в наши дни Таргим – покинутое людьми место. В настоящее время данные объекты ингушской архитектуры и вся территория поселения входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находятся под охраной государства.

 

Цори

Цори – башенный комплекс в Джейрахском районе Ингушетии. Расположено на юге Ингушетии на границе с Чечнёй, к востоку от реки Ассы вдоль реки Гулойхи.

Каменные башни в ауле Цори датируются приблизительно XII-XVII вв. Когда-то это был мощный комплекс замкового типа, возведённый на гребне горного выступа у горы Цори. Комплекс состоит из трёх внушительных боевых и примерно 20 жилых башен с различными пристройками и погребальными сооружениями.

В период позднего Средневековья Цори был своего рода духовным, экономическим и политическим центром всей округи.

Исторически Цори являлся центром Цоринского шахара. Шахар – средневековое территориальное объединение ингушей. Общества-шахары сложились и функционировали в XVI-XVII вв. в горах и предгорной зоне Ингушетии и были предназначены для условного административно-территориального деления ингушского народа. Это был союз общин – тейпов. В XIX веке Цори стал ядром, вокруг которого происходило объединение тейпов в единый ингушский народ.

Башни Цори были обнесены внушительной каменной стеной, остатки которой сохранились по сей день. Кроме того, к стенам Цори примыкала полуметровой толщины стена с воротами, которые тщательно охранялись. Сейчас от стены сохранилось только само основание.

Цори

Сегодня башни заброшены и частично разрушены.

На соседнем с Цори холме можно увидеть ещё три башни — это башни Аргауг, боевая и две жилых. Отсюда открывается отличный вид на Цори сверху.

 

Армхи

Армхи – это название реки, притока Терека, одной из основных рек Ингушетии.

Армхи – это село в Джейрахском районе Ингушетии, расположенное на левом берегу реки Армхи.

Армхи – это всесоюзный курорт, единственный горнолыжный курорт Ингушетии. На высоте 1520 м располагаются трассы курорта разной степени сложности. Для активного отдыха летом в «Армхи» построен верёвочный городок, бассейны, детский сказочный городок, пейнтбольный клуб, а так же велотропы. Велотрасса горнолыжного всесезонного курорта «Армхи» – единственная трасса в России для даунхилла (скоростной спуск иди даунхилл, от англ. downhill — «вниз с холма»).

Парнокресельная канатная дорога поднимает на высоту 1600 м за 8 минут. Параллельно канатной дороге вверх можно добираться по деревянной лестнице, названной «Лестницей здоровья».

Армхи фото

 

 

Ингушетия Фото

 

Ингушетия фото

На границе Ингушетии.

Джейрах и окрестности

Ингушетия фото

 

Ингушетия фото

 

Ингушетия фото

 

Ингушетия фото

 

Ингушетия фото

 

Ингушетия фото

 

Ингушетия фото

 

Ингушетия фото