Когда-то недалеко от церкви находилась школа, где училась моя мама и тётя Нина. Я спросила тётю Лиду, где же она училась после начальной школы, на что та ответила: «Да я же неуч. Закончила всего четыре класса.» Как это может быть?! Тётя Лида, интересная собеседница, модница, всегда в экстравагантных нарядах, прекрасная рукодельница, кулинар и садовод окончила всего четыре класса? Да я думала, что у неё как минимум техникум! Что я ей и сказала. А она ответила, что до всего в своей жизни дошла с помощью самообразования.
Я потребовала сейчас же её биографию. Оказалось, что её, как старшую дочь, тётя Шура не пустила учиться, а заставила помогать по дому. Потом колхоз, куда же ещё в деревне без образования. Но тётя Лида человек предприимчивый. Чтобы выбраться из колхоза и получить паспорт с помощью знакомой она устроилась на При*городное производственное хозяйство, ППХ, или как мы называли в моей юности «попыха». Это совсем недалеко от того места, где находился дом моих бабушки и дедушки, и жила она у них. Потом перебралась в Ярославль, устроилась ткачихой (вот уже не помню) вроде бы на кордную фабрику. Там шла вредность, и не доработав стаж по вредности всего полгода, она родила Серёжу. Потом работала из-за маленького ребёнка поближе к дому на обычном ткацком производстве, а затем устроилась официанткой в госпиталь, что находится на Которосльной набережной. Там она работала большую часть жизни, дослужившись до старших официанток и прервавшись только, чтобы доработать стаж по вредности и пойти на пенсию в 45 лет.
А мужья у тёти Лиды оба были с высшим образованием. Вадим был инженером в каком-то НИИ, я до сих пор помню его огромную библиотеку, где брала книги почитать. Второй муж – Владимир Андреевич – ветеран войны, в советское время долгие годы работал главным бухгалтером фабрики Се*вероход. Я настраивала бух.программы на Северох. И там ещё были люди, которые его хорошо помнили.
Отвезли тётю Лиду домой, полюбовались её садом. Вот такой был день воспоминаний.