Леда в мифах Древней Греции – супруга царя Спарты Тиндарея. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. Леда была дочерью царя Фестия из Этолии, у которого укрылся Тиндарей, изгнанный из Спарты. Фестий отдал Тиндарею в жены свою дочь Леду.
Однажды на реке Еврот, поразившись красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя, овладел ею. После близости с верховным богом в образе лебедя, Леда снесла два яйца, из которых появились Полидевк и Елена, та самая, которую потом похитил Парис и из-за которой началась Троянская война. Полидевк был бессмертным, поэтому его считают сыном бога Зевса, одновременно с этим Леда родила смертного Кастора, зачав ребенка еще ранее от Тиндарея. По преданию, близнецы-диоскуры Полидевк и Кастор родились, сразу десятилетними. Клитемнестра, Тимандра, Феба, рожденные Ледой, считаются дочерьми Тиндарея. Вообще, в разных версиях мифа приводится разное количество яиц, разное количество детей Леды из них вылупляется, и по-разному распределяется отцовство Зевса и Тиндарея. Все мифы сходятся только в одном: Елена была дочерью Зевса, ведь она была настолько прекрасна, что из-за неё разгорелась Троянская война, многое изменившая в истории Древней Греции. Полидевка тоже считают чаще всего считают сыном Зевса, иначе и быть не может, ведь только ребёнок, рожденный от бога, может быть бессмертным. По поводу Кастора большие разногласия, особенно если учитывать, что они с Полидевком близнецы. Но Кастор смертен, и поэтому его чаще всё же считают сыном Тиндарея. В мифах сообщается, что одновременно с этими тремя родилась ещё и Клитемнестра. Но её почти единогласно считают дочерью Тиндарея, особенно если учесть, как недостойно дочери бога она вела себя по отношению к Агамемнону.
Есть ещё версия мифа, что Леда только сберегла у себя яйцо, снесенное богиней Немезидой от брака с Зевсом и найденное пастухом; когда из него появилась красавица-девочка, Леда воспитала ее как собственную дочь.
Леда упомянута в « Илиаде » и « Одиссее » Гомера.
В честь Леды назван астероид (38) Леда, открытый в 1856 году.
Миф о Леде и Зевсе был широко использовался во французской эротической поэзии XVIII в.
В русской поэзии сюжет «Леды» был использован Пушкиным в его кантате «Леда» и Баратынским.
Это его Леда.
Леда
В стране роскошной, благодатной,
Где Евротейский древний ток
Среди долины ароматной
Катится светел и широк;
Вдоль брега Леда молодая,
Ещё не мысля, но мечтая,
Стопами тихими брела.
Уж близок полдень; небо знойно;
Кругом всё пусто, всё спокойно;
Река прохладна и светла;
Брега стрегут кусты густые…
Покровы пали на цветы,
И Леды прелести нагие
Прозрачной влагой приняты.
Легко возлёгшая на волны,
Легко скользит по ним она;
Роскошно пенясь, перси полны
Лобзает жадная волна.
Но зашумел тростник прибрежный,
И лебедь стройный, белоснежный
Из-за него явился ей.
Сначала он, чуть зримый оком,
Блуждает в оплыве широком
Кругом возлюбленной своей;
В пучине часто исчезает,
Но сокрываяся от глаз
Из вод глубоких выплывает
Всё ближе к милой каждый раз.
И вот плывёт он рядом с нею.
Ей смелость лебедя мила,
Рукою нежною своею
Его осанистую шею
Младая дева обняла,
Он жмётся к деве, он украдкой
Ей перси нежные клюет;
Он в песне радостной и сладкой
Как бы красы её поёт,
Как бы поёт живую негу!
Меж тем, влечёт её ко брегу.
Выходит на берег она;
Устав, в тени густого древа,
На мураву ложится дева,
На длань главою склонена.
Меж тем не дремлет лебедь страстный:
Он на коленях у прекрасной
Нашёл убежище своё;
Он сладкозвучно воздыхает,
Он влажным клёвом вопрошает
Уста невинные её…
В изнемогающую деву
Огонь желания проник:
Уста раскрылись; томно клеву
Уже ответствует язык;
Уж на глаза с живым томленьем
Набросив пышные власы,
Она нечаянным движеньем
Раскрыла все свои красы…
Приют свой прежний покидает
Тогда нескромный лебедь мой;
Он томно шею обвивает
Вкруг шеи девы молодой;
Его напрасно отклоняет
Она дрожащею рукой:
Он завладел — —
Затрепетал крылами он, —
И вырывается у Леды
И детства крик и неги стон.
1824