Ясторфская культура

Интересные факты из истории Германии. Каким было общество ясторфской культуры?

Благодаря археологии мы знаем, что в V—II вв. до н. э. развитая кельтско-латенская цивилизация значительно отличалась от технологически более отсталой германско-ясторфской Несмотря на несомненное влияние кельтов на германцев в это время, последние далеко не всегда и не во всем готовы были его усвоить и принять.

У ясторфских германцев наиболее типичными обиталищами были небольшие (до 25 м²) бревенчатые дома без фундамента (район Хавеля, нижней и средней Эльбы), а также бревенчатые землянки (междуречье Одера — Эльбы), которые образовывали сельские поселения (вместе с хозяйственными постройками — максимум 40 сооружений).

Территориально способы добывания продовольствия были различны, но в основном составляли комбинации растениеводства (ячмень, и только к I в. до н. э. — пшеница, овес, просо, лен) и животноводства (свиньи, коровы, овцы, козы).

Была примитивной техника обработки земли (деревянные сохи и плуги при технологии однополья). В 53 г. до н. э. Цезарь напишет: «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса». О том же свидетельствует Тацит: «Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и приятный для них вид богатства». Неотъемлемой частью экономики были рыболовство и охота. Суровость быта подтверждается антропологическими данными: средняя продолжительность жизни женщин — 32 года, мужчин — 35 лет.

Ясторфская культура была уже культурой развитого железного века, но и бронза не была вытеснена из хозяйственного оборота. И если в сфере аграрной экономики влияние кельтов на германцев было ничтожным, то в области металлодобычи и металлообработки — значительным. Германские кузнецы стремительно заимствовали кельтские технологии, ассортимент металлопродукции и инструментарий: археологически бывает довольно трудно установить разницу между изделиями кельтского импорта и германскими подражаниями.

Товарообмен между кельтами и германцами носил натуральный характер, о чем свидетельствует невероятно скудное количество кельтских монет на ясторфской территории. От кельтов германская элита получала украшения, оружие, высокохудожественную металлическую посуду; взамен германцы могли лишь предложить свой скот. Цезарь свидетельствовал о свевах: «Купцов они допускают к себе больше для продажи военной добычи, чем из желания получить какие-то привозные товары». В целом же «германцы продолжают пребывать в такой же нужде и бедности и по-прежнему терпеливо выносят их; у них осталась такая же пища, как прежде, и такая же одежда». Спустя полтора века Тацит, отметив, что только прирейнские германцы в торговле используют монеты, резюмировал: «Живущие же внутри страны пользуются более простой и древней формой торговли, а именно — меновой». Такие товары, как рабы, янтарь, женские волосы станут главными предметами германского экспорта в Римскую империю, которая станет новым и главным торговым партнером германских племен.

Археология дает и определенные представления о духовном мире германцев. Для их религии характерно повсеместное почитание природных сил; земле и солнцу приносились жертвы. Такую же ситуацию описал и Цезарь: «Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, именно: в солнце. Вулкана и луну; об остальных богах они не знают». Многочисленные амулеты и орнаменты на сосудах (кресты, спирали и т. д.) свидетельствуют о магии и различных культах.