Главная Мастаба
Мастаба

Мастаба

Мастаба – самый ранний тип гробниц египетской знати периодов Раннего и Древнего царств. Имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.  Слово «мастаба» происходит от арабского обозначения скамьи.  Именно так арабы называли эти гробницы, возможно из-за сходства со скамьями в их быту. Название услышали от арабов первые исследователи подобных гробниц, и, таким образом, оно перешло в египтологию. Интересные факты о растениях Семь чудес света Александрийский маяк

Мастабы в Древнем Египте появились в результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен (I – II династии).

Эти кирпичные или каменные строения, по форме похожие на усеченную пирамиду или конус, в Саккаре и Гизе образуют целый город гробниц вокруг пирамид великих фараонов, город  со своими улицами и перекрестками.

Среди всех сохранившихся мастаб нет и двух одинаковых. Каждая мастаба – оригинальное архитектурное произведение.

Невзирая на разнообразие их типов, основная архитектурная концепция мастаб одинакова. Все они состоят из двух основных частей – наземной и подземной.

Мастаба

В подземной части всегда находилась погребальная камера,  обычно на глубине 2-3 метров, а иногда глубина достигала 10 или даже 20 метров. Камера имела квадратную или прямоугольную форму, причем главная ось проходила с севера на юг (часто не слишком точно). Самые маленькие погребальные камеры имеют площадь примерно квадратный метр, и мертвые тела положены в них наискось, из угла в угол; самые большие имеют высоту от 2 до 4 метров  и длину 10 и даже 12 метров. В одних камерах на стенах остался довольно толстой штукатурки, в других – следы росписей, в третьих стены великолепно отшлифованы. Перед погребальной камерой всегда расположена комната - передняя, в которую ведет шахта для спуска гроба с покойником, как правило, отвесная (в редких случаях — наклонная). Через эту шахту во время строительства поступал необходимый для работников воздух.

В погребальной камере находился саркофаг для гроба (или гробов) с мумией усопшего. Саркофаг всегда изготавливали из камня, чаще всего из гранита или известняка, обычно из одной каменной глыбы. Он обычно отполирован или украшен неглубоким рельефом. Саркофаг расположен всегда на западной стороне камеры. В одних мастабах он стоит у стены и не прикреплен к полу, в других накрепко вделан в плиты пола. Ещё во время строительства его помещали в погребальную камеру, и там он стоял в ожидании гроба с покойником. После того, как гроб с мумией устанавливали в саркофаге, его плотно закрывали крышкой, а вокруг раскладывали различные предметы погребальной утвари. Затем в пространство между «передней» и шахтой опускали  тяжелую каменную плиту, а шахту засыпали камнями  и песком. Так закрывался навсегда  доступ в погребальную камеру, и усопшему был уготован вечный покой.

Мастабы строили для себя и первые фараоны. Древнейшие царские мастабы, относятся ко временам I династии. Они сооружались из необожженных кирпичей из глины и/или речного ила.

Несмотря на наличие общих признаков, в разные периоды строительства мастабы имели свои характерные черты.

В период III династии фасад мастабы часто повторяли вертикальное строение фасадов усыпальниц архаичного периода. Мастаба Хесира, визиря фараона Джосера, в Саккаре – один из прекрасных образцов таких древних гробниц. Её украшают расположенные в стенных   нишах барельефы тонкой работы с изображениями усопшего.

В более поздние  времена в одной из стенных  ниш главного фасада мастабы начали ставить похожую на дверь стелу (ложная дверь). На этой стеле писали имя  усопшего и его звание. Древние  египтяне  считали, что через эту  ложную дверь входил дух умершего –  «Ка» – и принимал участие в заупокойных  обрядах, собирал подарки и жертвоприношения, которые на специальной  каменной плите лежали перед дверью-стелой. Вокруг этого жертвенного алтаря образовался открытый дворик, обнесенный небольшой оградой. Это  культовое место позднее было перенесено внутрь здания, в центре мастабы  находилась молельня, в которую вел  узкий  коридор.

Внутренние помещения, таким образом,  появились в сплошном, массивном теле мастабы. Первоначально  в плане молельня имела форму  креста, в нее переместилась ложная дверь и жертвенный алтарь.

Рядом с молельней  находилась узкая, со всех сторон закрытая комната – сердаб, где  стояла статуя умершего. С молельней сердаб соединяло находящееся  на уровне глаз маленькое окошко. Оно предназначалось  для того, чтобы обитающая  в статуе душа умершего  могла принять участие  в погребальных обрядах и церемониях.

Статуя предназначалась для сохранения земной формы усопшего, поэтому она имела с усопшим портретное сходство. Это делалось на случай гибели или пропажи мумии. Умерший изображался в расцвете сил: женщина – 20 или 25 лет, мужчина – 40 или 50 лет. Наряду с такой несколько идеализированной статуей, начиная с V династии, в мастабу часто помещали и реалистическое  изображение усопшего.

В годы правления  фараона Хеопса, когда фараоны в качестве гробниц начали возводить пирамиды, вельможи продолжали строить в качестве своих гробниц мастабы.  Эти гробницы вельмож  и сановников в  Гизе возводили из камня.

Мастабы располагались  вокруг пирамид фараона, но в них почти не было внутренних помещений. Часто и ложные двери отсутствовали. С восточной  стороны мастабы вместо этого строились кирпичные  молельни. В одном из помещений  молельни устанавливалась плита алтаря –  жертвенника. На этой плите был изображен  хозяин мастабы.  Жертвенный столик с перечислением званий хозяина, его заслуг и богатств, стоял перед алтарем. На столике было начерчено имя вельможи. К алтарю приносили жертвы и дары, перед алтарем жрецы произносили магические заклинания.

Погребальная камера находилась под массивным зданием мастабы. В нее из надземной части вела вертикальная шахта. Деревянный гроб помещали в каменный саркофаг. Саркофаг обычно вырезали из известняка самого высокого качества, его стенки полировали и украшали резьбой, часто на стенках изображали фасады дворцов. В маленькую комнатку-прихожую помещали так называемую «запасную» голову умершего. Места для сердаба в сплошных гробницах не было, некуда было поставить статую усопшего. Вместо статуи  создавали «запасную» голову, которой придавали черты усопшего. Часто эта каменная голова являлась подлинным произведением искусства. Эта каменная голова должна была сохранить личность усопшего в случае гибели его мумии. После совершения обряда похорон маленькую комнатку – прихожую замуровывали, шахта засыпали, вход в мастабу тоже замуровывали, следы его уничтожали.

Особенно процветало мастерство  строительства мастабы во второй половине Древнего царства, в годы правления V и VI династий. В это время больше всего гробниц было построено в Саккаре. Стали строить большие гробницы, с большим числом комнат, коридоров, камер. Это были настоящие дворцы. Их строили уже не для одного человека, а для целых семей. Стены внутренних помещений украшали чудесные росписи и барельефы.

Большая мастаба в Саккара  Около 3000 года до н. э. Изометрическая реконструкция

Одна из самых известных гробниц такого рода – это мастаба сановника Чи (V династия). Планировка гробницы очень проста. Вход находился на севере, колонная галерея ведет в северо-восточную часть гробницы – во дворик, обнесенный стеной и колоннами. В середине дворика начинался вход в шахту, она вела под здание мастабы, в направлении с северо-востока на юго-запад. Таким образом, погребальная камера и саркофаг находились почти точно под молельней и сердабом.

Мастаба

В юго-западной части дворика начинался коридор, ведущий в молельню. С сердабом её соединяют три маленьких и узких окошка. В сердабе стоит культовая статуя Чи. Для Чи и его супруги были сделаны отдельные ложные двери и алтари-жертвенники. Стены покрыты барельефами тонкой работы. На них изображен сановник Чи. Мы видим, как он занимается государственными делами, охотится в тростниковых зарослях, отдыхает в кругу семьи. Художник изобразил на этих барельефах и простых людей, земледельцев и ремесленников.

В мастабе Птахотепа больше внутренних помещений, чем в гробнице Чи. Вход в нее находится на севере, внутренние помещения размещаются вокруг центральной залы с четырьмя опорными столбами. Великолепные настенные барельефы гробницы являются выдающимися произведениями искусства.

Во времена VI династии стали строить гробницы и усыпальницы, еще более сложные по планировке. Одной из самых великолепных гробниц такого характера можно считать мастабу Мерерука, визиря фараона Тети.

Вход в мастабу Мерерука

Это уже самый настоящий семейный склеп, кроме самого Мерерука и его супруги здесь покоится и сын Мери — Тети. Всего в мастабе насчитывается 31 помещение, вход в гробницу расположен на юге, что противоречит принятым у египтян обычаям. Ложная дверь находится в большом зале, потолок которого подпирают шесть столбов. В отличие от существовавшей тогда практики, покойный визирь не изображен на барельефах ложной двери — он приказал изготовить свое скульптурное изображение. И еще одна новинка: стены погребальной камеры украшены настенными росписями. Их тематика — обряды  и  церемонии жертвоприношений.

Еще более сложные по планировке стали строить гробницы и усыпальницы во времена VI династии. Новинкой было то, что стены погребальной камеры стали украшать настенными росписями. Их тематика – обряды и церемонии жертвоприношений.

В искусстве в конце правления  VI династии стали заметны признаки застоя. И хотя гробницы знати возводились из камня, однако качество работ упало, а элементы украшения были перенесены под землю, в погребальную камеру.

В беспокойные  годы « первого переходного периода» рядом  с фараонами больше никого не хоронили. Места захоронений были разграблены, многие гробницы разрушены.  Вельможи и сановники места последнего пристанища выбирали на землях своих владений, в скальных гробницах  и усыпальницах.