Наталья Александровна Пушкина

Наталья Александровна Пушкина (1836—1913) — дочь Александра Сергеевича Пушкина. и Натальи Николаевны Гончаровой. Статья из серии « Дети Пушкина ».

Биография дочери Пушкина Натальи Александровны

Детство и юность

Наташа родилась 23 мая 1836 года в Петербурге, на даче на Каменном острове, где жила семья Пушкина в то лето.

«Наталья Николаевна благополучно родила дочь Наталью за несколько часов до моего приезда, — писал Пушкин П. В. Нащокину 27 мая, — …на другой день я ее поздравил и отдал вместо червонца твое ожерелье, от которого она в восхищении. Дай бог не сглазить, все идет хорошо…»

Её крестили 27 июня в церкви св. Иоанна Предтечи на Каменноостровском проспекте. Восприемниками были Е. И. Загряжская и граф М. Ю. Виельгорский.

Наташа не помнила своего отца. Ей было всего 8 месяцев, когда он умер. После смерти мужа Наталья Гончарова сразу же увезла детей из Петербурга в свое родовое имение Полотняный Завод в Калужской губернии. Там прошло раннее детство Наташи.

Её звали «бесёнок Таша». Из четверых детей Пушкина она была самой непоседливой и озорной. Таше было уже 8 лет, когда ее мать, Наталья Николаевна Гончарова, решилась вновь выйти замуж. Петр Петрович Ланской, новый супруг матери, любил детей Пушкина как родных.

Таша выросла в семье Ланских, получив прекрасное домашнее воспитание. Девочка отличалась хорошими манерами, прекрасным знанием французского и русского и уже в 13 лет поражала окружающих красотой.

Юной девушкой она полюбила молодого графа Николая Орлова, и это чувство было взаимным. Когда Таше исполнилось 16, а Николаю 24, юноша сделал попытку посвататься. Однако, отец Николая, глава Третьего отделения граф А. Ф. Орлов (преемник Бенкендорфа), был категорически против этого брака.

«Правда состояла в том, что лучезарная красавица Натали была для него всего лишь «дочерью какого-то сочинителя, убитого на дуэли», — писала Александра Ланская-Арапова, сводная сестра Натальи Александровны.

Под благовидным предлогом А. Ф. Орлов отослал сына из России.

Первый брак

Тогда из упрямства и отчаяния Наташа приняла предложение руки и сердца Михаила Леонтьевича Дубельта. Этот человек, по свидетельству современников, славился невоздержанным нравом и пристрастием к картежной игре. Он был на 13 лет старше невесты. Ни мать, ни горячо любивший Наташу отчим не смогли отговорить ее от этого союза. Почти год они оттягивали согласие на брак. С присущей ей резкостью и напором Таша сломила сопротивление родных.

6 января 1853 года, накануне свадьбы, Наталья Николаевна Гончарова обреченно написала графу Петру Вяземскому:

«Быстро перешла бесенок Таша из детства в зрелый возраст, но делать нечего — судьбу не обойдешь. Вот уже год борюсь с ней, наконец покорилась воле Божьей и нетерпению Дубельта».

В феврале 1853 года состоялась свадьба. Брак этот был несчастливым. Муж играл в карты, много пил и бил жену. В этом браке Наталья Александровна родила трёх детей.

А была Наталья Дубельт в то время бесподобной красавицей. Современники называли её «прекрасной дочерью прекрасной матери», «очень эффектной брюнеткой», «экзотически красивой женщиной».

Многие утверждали, что красота «Натальи Александровны еще обаятельнее красоты ее матери», что дочь Пушкина «в свои молодые годы яркой звездочкой сияла в столичном свете».

Близкая знакомая Е. А. Регекампф называла её «красоту лучезарной, если бы звезда сошла с неба на землю, она сияла бы так же ярко, как она».

Сын писателя М. Загоскина, видевший Наталью Дубельт в 1858 году на одном из петербургских балов, писал:

«Красота её меня поразила. В жизнь мою не видел я женщины более красивой. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшего африканский тип лица её отца, она могла называться совершенной красавицей, и, если прибавить к этому ум и любезность, то можно легко представить, как она была окружена на балах, и как у неё увивалась вся щегольская молодежь, а старички не спускали с неё глаз.»

Наталья содержала один из лучших домов в столице и блистала на балах и раутах. Её муж, заядлый картежник и мот, быстро проиграл в карты все приданое жены — 28 тысяч рублей. С супругой был груб, бешено ревновал, скандалил и бил ее. На всю жизнь на ее теле остались следы шпор. Дубельт тогда в пьяной, бешеной ярости топтал жену ногами и кричал: «Вот для меня цена твоей красоты!»

Слухи о семейных бесчинствах генерала Дубельта дошли до ушей императора Александра II, и Михаил Леонтьевич 16 июля 1862 года был внезапно отчислен из полка, отстранен от должности и отправлен в бессрочный отпуск.

В этом же году брак распался и супруги разъехались. С двумя старшими детьми Наталья Александровна уехала за границу к своей тётке А. Н. Фризенгоф, там же гостила и её мать. За женой в поместье Фризенгофов последовал и Дубельт. А. П. Арапова писала:

Летние месяцы прошли в постоянных передрягах и нескончаемых волнениях. Дубельт, подавший первый эту мысль жене [о разъезде], вскоре передумал, отказался от данного слова, сам приехал в Венгрию, сперва с повинной, а когда она оказалась безуспешной, то он дал полную волю своему необузданному, бешеному характеру. Тяжело даже вспомнить о происшедших сценах, пока по настоянию барона Фризенгофа он не уехал из его имения, предоставив жене временный покой. Положение её являлось безысходным, будущее беспросветным. Сестра не унывала: её поддерживала необычайная твёрдость духа и сила воли, но зато мать мучилась за двоих.

Муж долго не давал Наталье Александровне развода, преследовал ее. Как все считали, вдове Пушкина Наталье Николаевне тяжелая жизнь дочери стоила седых волос и здоровья.

В это время Наталья Николаевна и передала дочери 75 писем Пушкина с надеждой, что она сможет опубликовать их в трудную минуту и поправить своё материальное положение.

Второй брак

Документы о разводе Наталья Александровна Дубельт получила только в 1868 году, будучи уже неофициально женой принца Николая Вильгельма Нассау. Наталье Александровне пришлось при разводе уступить мужу право воспитывать одну из дочерей – Анну. Дубельт очень любил ее и всюду возил за собою. Двое оставшихся детей также были в России, их воспитывала бабушка – Наталья Николаевна Пушкина-Ланская.

Они обвенчались с принцем Нассау 1 июля 1867 года в Лондоне. Принц женился на разведенной женщине с тремя детьми, незнатного рода, иностранке. Это был морганатический брак. Принц Николай Вильгельм отказался ради своей любви от прав на престол. Они поселились в Висбадене. Принц выхлопотал для супруги титул графини Меренберг – по названию крепости, являющейся родовым владением принцев Нассау.

Новый брак был долгим и счастливым. Наталья Александровна уже окончательно обосновалась за границей. Официально принцессой она не стала – брак был неравным.

Принц Николай Вильгельм, добродушный немец, обожал свою жену. Она родила ему сына и двух дочерей.

Хотя и не сразу, родственники мужа приняли ее, и Наталья Александровна в своих новых владениях чувствовала себя легко и комфортно.

Современники отмечали, что Натали унаследовала нрав отца – вспыльчивый, страстный и гордый. За словом в карман не лезла. В Висбадене и сейчас ходят легенды о ее острословии.

Детей своих она учила говорить по-русски. Интерес к русским корням сохранился и у ее далеких потомков.

До конца своих дней Наталья Александровна отличалась ясностью ума, большим хладнокровием и непреклонностью нрава. Узнав, что по законам княжества Нассау она не сможет после смерти покоиться рядом с телом любимого мужа, графиня Меренберг велела развеять свой прах над его могилой в родовом склепе. 10 марта 1913 года этот пункт своевольного завещания графини был исполнен ее родными.

Оцените статью
Добавить комментарий