Титаномахия или Войны Титанов — в мифах древних греков — битва богов-олимпийцев с титанами.
Причины титаномахии
Что послужило причиной титаномахии? Титаны были богами второго поколения. Дети Урана (Неба) и Геи (Земли), они обладали чрезвычайной силой. А боги-олимпийцы – дети титана Кроноса и его сестры титаниды Реи. Кроносу предсказали, что его свергнет собственный сын, и поэтому всех родившихся детей он проглатывал. Мать Рея очень страдала от этого и вместо последнего ребенка она подсунула Крону завернутый в пеленки камень. Ничего не подозревающий Кронос проглотил его.
Спасенного мальчика назвали Зевс. Он вырос, скрытый на острове Крите, Коза Амалтея вспоила его молоком. Так Зевс вырос и вышел из укрытия. Теперь ему предстояла борьба с отцом. Он посоветовал прежде всего матери, чтобы она потихоньку дала Кроносу рвотное средство. Кронос изрыгнул в страшных мучениях своё потомство. Это были молодые прекрасные греческие боги: сыновья – Аид и Посейдон и три дочери – Гера, Деметра и Гестия.
Битва богов с титанами
По книге Я. Парандовского «Мифология»
Зевс сразился с отцом на равнинах Фессалии. Кронос и титаны заняли горы Отрис. Зевс со своими союзниками расположился на снежных вершинах Олимпа. Десять лет шла война без всякого результата, и тогда Зевс решил ввести новые силы в эту смертельную схватку. Он освободил из Тартара циклопов и трёх великанов гекантохейров, каждый из которых имел сто рук и пятьдесят голов. В тот же день начался жесточайший бой. Смешались стоны земли и неба. Под ногами бессмертных дрожал Олимп, и эта дрожь отзывалась даже в самых отдаленных глубинах Тартара. С обеих сторон поднялся неописуемый шум. Звёзды падали с небосвода.
С вершины Олимпа Зевс непрерывно бросал молнии, что их днем и ночью ковали циклопы. Громы розкочувались по горам, а на равнины лился священный огонь. Земля тріскалась в пламени, леса вспыхивали, словно факелы. Моря и реки кипели. Огненная мгла окружила титанов, их глаза сліпли от невыносимого блеска. Порывистые ветры поднимали тучи пыли, и казалось, будто они несут в черных клубах громы и молнии. Когда облака на мгновение разошлись, в первых рядах воинов было видно трех сторуких великанов, которые вместе бросали в титанов триста скал и осыпали градом камней. Однако они не были так опасны, как молнии Зевса, перед которыми титаны останавливались оглушенные и растерянные, никто из них не видел прежде такого ужасающего огненного оружия. То и дело кто-нибудь из них, в потоке багрового света, среди ужасающего громового грохота падал обессиленный и беспомощный. лишившись сознания, беспомощно падал в потоке красного света, среди ужасающего грохота громов. Тогда сторукие великаны (гекатонхейры) хватали их огромные тела, которые, казалось, уже покинула жизнь, и бросали в пропасти Тартара, меж погасшими и дымящимися кратерами, зловонными болотами и ледяными горами, где они навеки попадали под власть непроницаемого мрака и бесконечной ночи.
У несокрушимых медных врат Тартара встали на стражу гекатонхейры, чтобы могучие титаны не вырвались из Тартара на свободу. Власть титанов в мире закончилась.