Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий русский писатель и мыслитель, входящий в число крупнейших литераторов мира, член-корреспондент, почетный академик Петербургской Академии Наук, просветитель, публицист.
Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма и стало своеобразным мостом между традициями классического романа XIX века и литературой XX века.
Ещё при жизни писатель был признан главой русской литературы.
Лев Толстой происходил из дворянского рода Толстых, известного с 1351 года.
Отец писателя, Николай Ильич Толстой в 1822 году женился на княжне Марии Николаевне из рода Волконских, брак был счастливым. В их семье было пятеро детей:
Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904), Дмитрий (1827—1856), Лев (1828-1910), Мария (1830—1912).
Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в наследственном имении матери – Ясной Поляне, расположенной в Крапивенском уезде Тульской губернии. Он был четвёртым ребёнком в семье. Мать умерла спустя два года, в 1830 году, через полгода после рождения дочери от «родовой горячки».
Осиротевших детей воспитывала дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская.
В 1837 году семья переехала в Москву, где вскоре внезапно умер отец, Николай Ильич, и трое младших детей снова вернулись в Ясную Поляну вместе с Ергольской и тёткой по отцу, графиней А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуншей детей. Здесь они жили до 1840 года, когда умерла графиня А. М. Остен-Сакен, и дети переехали в Казань, к новому опекуну – сестре отца П. И. Юшковой.
Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем в 1844 году Лев поступил в Императорский Казанский университет, где в течение года изучал восточную (арабско-турецкую) словесность. По результатам года имел неуспеваемость и, не выдержав переходного экзамена, должен был заново пройти программу первого курса.
Чтобы не повторять заново курс, Лев Николаевия перешёл на юридический факультет, где у него опять появились проблемы с успеваемостью по некоторым предметам. Однако переходные майские экзамены 1846 года он сдал удовлетворительно и был переведён на второй курс.
Он начал читать, и чтение открыло ему бесконечные горизонты. Его тяготило навязанное другими образование, и, не пробыв на юридическом факультете и двух лет, Толстой оставил университет.
Он уехал в доставшуюся ему по разделу наследства Ясную Поляну, где пытался переустроить быт крестьян, а также серьёзно занимался английским языком, музыкой, юриспруденцией.
Затем жил светской жизнью в Москве (1848), в зиму 1848—1849 годов у Льва Николаевича впервые появилось увлечение карточной игрой. Но так как играл он весьма азартно и не всегда обдумывая свои ходы – часто проигрывал.
В феврале 1849 года Толстой уехал в Петербург, где проводил время в кутежах с К. А. Иславиным – дядей своей будущей жены («Любовь моя к Иславину испортила для меня целых 8 месяцев жизни в Петербурге»). Весной в Петербурге Толстой начал сдавать экзамены на кандидата прав; два экзамена сдал благополучно, однако третий сдавать не стал и уехал в деревню.
Иногда Толстой приезжал из Ясной Поляны в Москву, где часто проводил время в азартных играх. Он особенно страстно интересовался музыкой в этот период жизни (сам Толстой неплохо играл на рояле и очень ценил любимые произведения в исполнении других). Много времени в этот период уходило также на кутежи, игру и охоту.
Зимой 1850—1851 гг. начал писать «Детство». Весной 1851 года он уехал на Кавказ. Около пяти месяцев он прожил в Пятигорске, а затем, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека, под Кизляром, в казачьей станице Старогладовской. Добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев.
Здесь Лев Николаевич вновь стал писать и в июле 1852 года отослал первую часть будущей автобиографической трилогии – «Детство» в редакцию наиболее популярного в то время журнала «Современник». Редактор «Современника» Н. А. Некрасов, получив рукопись «Детства», сразу признал её литературную ценность и опубликовал в сентябре того же года. Некрасов отметил в письме И. С. Тургеневу: «Это талант новый и, кажется, надёжный».
«Детство» имело чрезвычайный успех; после публикации автора сразу стали причислять к корифеям молодой литературной школы.
Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался два года на Кавказе,
Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), в повести «Казаки» (1852 — 63).
С началом Крымской войны он перевёлся в Дунайскую армию,
участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.
Затем Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое мужество. Награжден орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя».
Эпизоды Крымской войны нашли отражение в «Севастопольских рассказах», которые опубликовал «Современник».
Они окончательно укрепили репутацию Толстого как представителя нового литературного поколения, и в ноябре 1856 года писатель навсегда оставляет военную службу.
Молодого писателя радушно встретили в Петербурге в великосветских салонах и в литературных кружках. Он подружился с И. С. Тургеневым, с которым они какое-то время жили на одной квартире. Толстой сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с Гончаровым, Островским, Чернышевским.
В 1857 писатель отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.
Вернувшись из путешествия, он открыл в 1859 году в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где проводил сам занятия. Помогал в окрестных деревнях открыть более 20 школ.
В 1860 – 1861 гг. Толстой совершил вторую поездку в Европу с целью изучить постановку школьного дела за границей. Писатель осматривал школы в Италии, Франции, Германии, Англии. В Лондоне он познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса.
В 1862 Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Ей было 18 лет, а графу 34 года. Супруги поселились в Ясной Поляне. Они воспитали девятерых детей.
В лице своей жены Толстой нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных. В его жизни на некоторое время наступает самый светлый период – он по-настоящему счастлив.
В течение первых 12 лет после женитьбы он создал «Войну и мир» и «Анну Каренину».
Спустя время семейное счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, взаимным непониманием, мимолётными ссорами, положение с годами лишь усугублялось.
В середине 1870-х Толстой проявляет повышенный интерес к учению и богослужению Православной церкви. Писатель «перечитал всё, что мог, об учении церкви, … строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы». В результате он полностью разочаровался в церковной вере.
Семья Толстых в начале 1880-х годов переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени Толстой проводил в Москве зимы. В 1882 году он участвовал в переписи московского населения, в ходе которой близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб. Правдивую картину этой жизни он изобразил в трактате «Так что же нам делать?» (1882 — 86).
Толстой выразил новое миросозерцание в произведении «Исповедь» (1879), где рассказал о своём разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа».
В 1880-е он стал на позиции однозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству, официальной церковности. Как духовная, так и светская цензура запретили публикацию некоторых произведений Толстого.
Лев Толстой применял своё учение в первую очередь по отношению к собственному образу жизни. Он отвергал церковный авторитет, отрицал церковные трактовки бессмертия; он не признавал в правах государство, так как оно (по его мнению) строится на принуждении и насилии.
Чтобы изучить в подлиннике первоисточники христианского учения, он изучал древнееврейский и древнегреческий и языки. Смысл жизни Лев Николаевич искал в изучении философии, в знакомстве с результатами точных наук.
В основу своего учения он положил нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого «толстовства», которое делается популярным не только в России, но и за границей.
В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности.
Толстой постепенно отказывается от удобств и прихотей богатой жизни, становится вегетарианцем, много занимается физическим трудом, пашет, косит, шьет сапоги, одевается в простейшую одежду, отказывается от прав литературной собственности, отдаёт семье всё своё крупное состояние.
В 1890-е Толстой изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы были созданы драма «Власть тьмы» (1886), пьеса «Плоды просвещения» (1886 — 90), роман «Воскресение» (1889 — 99). Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» стала одной из причин отлучения Толстого Святейшим синодом от православной церкви в 1901-м году.
Л. Н. Толстой трижды пешком ходил из Москвы в Ясную Поляну в 1886, 1888 и 1889 годы.
В 1891, 1893, 1898 Лев Толстой участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые.
Наивысшими достижениями начала 1900-х годов стали драма «Живой труп» (1900), повесть «Хаджи-Мурат» (1896 — 1904), рассказ «После бала» (1903).
В начале 1900 года Толстой написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. По постановлению, вынесенному правительством Николая II, Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило его от церкви.
В официальном органе синода «Церковные ведомости» было опубликовано «Определение святейшего синода от 20-22 февраля 1901 г. № 557 … о графе Льве Толстом».
Он публикует «Ответ синоду», где подтверждает свой разрыв с церковью:
«То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему.
Отлучение от церкви вызвало волну возмущения в обществе.
В 1901 Толстой лечился после тяжелой болезни в Крыму, где часто встречался с Горьким и Чеховым.
Тяготясь барским укладом жизни в Ясной Поляне, стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями, Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул усадьбу. Однако по дороге он простудился и заболел крупозным воспалением лёгких и вынужден был выйти из поезда на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 20 ноября скончался.
Похоронен в Ясной Поляне. Но похороны собралось несколько тысяч человек – друзья писателя и поклонники его творчества, московские студенты, местные крестьяне. В России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон), как пожелал сам Толстой.
В России существуют четыре музея, посвященных жизни и творчеству писателя:
Усадьба Толстого Ясная Поляна превращена в музей-заповедник, её филиалом является музей-усадьба Л. Н. Толстого в селе Никольское-Вяземское;
дом-усадьба Толстого в Москве (Ул. Льва Толстого, 21), являющийся мемориальным музеем;
дом на станции Астапово, Московско-Курско-Донбасской ж. д.(ныне станция Лев Толстой, Московской ж. д.), где скончался писатель;
Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве (ул. Пречистенка, дом 11/8).
В России именем писателя названы многие школы, библиотеки, клубы и другие культурные учреждения. В разных городах России установлены памятники писателю: в Москве, в Пятигорске, в Туле (как уроженцу Тульской губернии),в Оренбурге.
В общей сложности по состоянию на 2010 год насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира. Раз в два года, начиная с 2000 года, в Ясной Поляне проходят встречи потомков писателя.